Требования к журналисту
Эти требования возросли и ужесточились. Они предъявляются прежде всего к общей культуре и грамотности сотрудника редакции. Малокультурный, плохо ориентирующийся в быстро меняющейся ситуации человек, слабо владеющий словом, не имеет шансов долгое время удерживаться в журналистике. В острой конкурентной борьбе с более культурными соперниками он вскоре будет вынужден уступить им свое место. Более того, усложнение процессов жизни нашего общества, возрастающая роль науки и техники в его развитии ставят перед всеми журналистами вопрос о необходимости дальнейшей интеллектуализации их деятельности.
Возрастают требования к уровню профессионального мастерства журналиста. Речь теперь идет не только о необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики и других типов публикаций, о сочетании оперативности информации с умением провести ее масштабный и глубокий анализ. И не только о сочетании универсальности журналиста с его специализацией. В современных условиях его универсальность все чаще оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей. Это, прежде всего, относится к сотрудникам малых редакций небольших изданий. Корреспондент районной газеты будет чувствовать себя уверенно, если он сможет не только собрать информацию для своего репортажа, но и сумеет сопроводить его своими фотоснимками. Это позволит ему повысить уровень своей публикации, а редакции – уменьшить расходы на оплату работы фотокорреспондента. И совсем хорошо, если, подготовив тематическую полосу, он сдаст ее ответственному секретарю редакции с грамотным макетом, разработанным в соответствии с моделью издания.
Непременное требование к журналисту – умение работать с новой техникой, которой ныне оснащают редакции. Теперь уже не ограничишься способностью напечатать свой текст на пишущей машинке. Сотрудник редакции, который не умеет работать на компьютере, использовать диктофон во время пресс-конференции или, беря интервью, работать в Интернете, не может считаться полноценным профессионалом. Вскоре у него не останется шансов быть зачисленным в штат редакции периодического издания.
Упомянем и о требовании к физическому и психическому состоянию журналиста. Успешно работать в современной прессе сейчас могут только духовно и физически здоровые люди. Больному, неврастенику не под силу оказываются непрерывно возрастающие нагрузки и перегрузки, связанные с выполнением редакционных заданий.
И последнее – по счету, но не по значению – требование к журналисту: его экономическое самосознание. Понимания того, что и от его деятельности зависит экономическое состояние редакции и издания, что и он способен вносить вклад в укрепление их финансовой базы.
Интенсификация труда журналиста. Одно из следствий изменения условий, в которых работает журналист, – интенсификация его труда. Среди причин этого – потребность читателей, телезрителей, радиослушателей прежде всего в оперативной новостной информации. Стремясь удовлетворить ее, журналисты в газете, и тем более на телевидении и радио, вынуждены работать предельно быстро, у них остается все меньше времени на осмысление и обработку собранного материала. Другая причина – уменьшение количества работников в редакционных коллективах: слабейшим приходится уходить, но их нагрузка распределяется между оставшимися. Особой интенсивностью отличается работа журналистов в малых редакциях. Каждому из ее сотрудников приходится совмещать несколько специальностей, отвечая за определенный участок работы.
Еще одна причина интенсификации труда журналиста – необходимость использования новых технических средств. Компьютер, позволяя экономить его время и силы, требует предельного сосредоточения, мобилизации внимания. Не случайно время непрерывной работы на компьютере ограничено двумя-тремя часами, после этого сотрудник редакции должен сделать перерыв, чтобы восстановить свои силы. Необходимо обеспечить такое чередование периодов работы и отдыха, чтобы добиться наибольшей эффективности использования технических средств и сохранения работоспособности членов коллектива.
Выдержать возрастающую нагрузку журналисты редакции смогут только при оптимальной организации своего труда. Редакционная практика выработала немало эффективных способов организации рабочего времени журналиста – планирования его творческой деятельности, использования личного сетевого графика, применения так называемого способа параллельной работы, когда он одновременно трудится над несколькими заданиями, и др. В разных редакциях имеются различные возможности их применения, но отказ от них усложняет положение, в котором сейчас находится журналист, мешает ему в полной мере соответствовать предъявляемым ему требованиям1[1].
Творческое соревнование журналистов редакции продолжается и в новых условиях их деятельности. Но теперь оно приобретает характер жесткой конкуренции. В редакциях идет и будет усиливаться процесс естественного отбора. В его ходе неспособным выдержать соревнование с их более сильными соперниками приходится пополнять ряды ищущих вакансий на рынке рабочей силы. Этому процессу способствует использование в редакциях и компаниях контрактной формы трудовых отношений.
Одно из самых серьезных следствий изменения условий работы журналиста в редакции – возрастание его ответственности. Конечно, как и прежде, это ответственность перед теми, кто пользуется его информацией – читателями, телезрителями, радиослушателями. Невнимание к ним больно бьет по изданию и его редакции, ослабляет их рыночные позиции. И сам журналист ощущает это в первую очередь – от их мнения о его выступлениях, от их откликов теперь в еще большей степени, чем прежде, зависит его известность, его профессиональное «имя», его место и роль в коллективе и в конечном счете его рыночная стоимость.
Намного возросла ответственность журналиста перед руководителем коллектива и учредителем издания. Ведь редактор или директор-работодатель в любой момент может указать своему сотруднику на невыполнение условий заключенного с ним договора и сделать из этого надлежащие выводы.
И многократно возросла ответственность журналиста перед законом (см. гл. 22).
Резюме
Журналист выбирает место своей работы, руководствуясь несколькими стимулами – творческим, идейным и экономическим. Последний играет для многих важнейшую роль. В редакционном коллективе он выполняет свои обязанности на двух направлениях – по отделу, в котором работает, и по редакции.
В системе новых отношений, определяемых рыночными условиями, журналист приобретает большую, чем прежде, свободу творческой деятельности. Этому способствуют исчезновение партийно-государственной цензуры, возможности справедливой компенсации труда работника редакции, укрепления его социальной защищенности. Последнее относится к журналисту, хорошо работающему в редакции, имеющей прочную финансовую и материальную базу. Главное его приобретение – чувство уверенности в своем будущем. Такой журналист естественно включается в процесс редакционного менеджмента.
Однако процесс изменения условий работы журналиста имеет и другую сторону. Для многих он обернулся угрозой потери работы в результате конкуренции на рынке периодических изданий, стремления снизить расходы на подготовку и выпуск издания, процесса минимизации размеров редакционного коллектива.
К этому присоединилось и ограничение свободы творческой деятельности журналистов в результате возникновения и усиления экономической цензуры СМИ.
Возросли и ужесточились требования, предъявляемые журналисту – к его культурному и образовательному уровню, профессиональному мастерству, умению пользоваться новыми техническими средствами, а также его экономическому самосознанию, пониманию его роли в укреплении экономической базы редакции и ее издания.
Возрастает интенсификация труда журналиста, его нагрузка. Творческое соревнование сотрудников редакции приобретает форму жесткой конкуренции, в коллективе идет процесс естественного отбора сильнейших. Невыдерживающие этой конкурентной борьбы пополняют рынок рабочей силы.
Возрастает и ответственность журналиста перед теми, кто пользуется его информацией, и перед его работодателем – руководителем редакции и учредителем издания.
- Глава 16.
- Цели и задачи менеджмента
- Служба редакционного менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Менеджмент и редакция
- Величина и состав редакционного коллектива
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Менеджмент и кадровая политика редакции
- Структура редакционного коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Управление редакционным коллективом
- Система методов управления редакцией
- Менеджмент и организация работы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Экономические основы труда журналиста
- Журналист в редакционном коллективе
- Требования к журналисту
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Менеджмент и периодическое издание
- Имидж и бренд периодического издания
- Периодическое издание и его аудитория
- Дизайн периодического издания
- Техническая база периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Распространение периодического издания
- Стратегия распространения
- Тактика распространения
- Подписка
- Розница
- Оптовая продажа
- Бесплатное распространение
- Служба распространения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Менеджмент и бизнес-план редакции
- Бизнес-план в системе редакционного планирования
- Цели, предмет и виды бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Возможности укрепления финансовой базы сми
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Менеджмент, этика и закон
- Менеджмент и этика
- Менеджмент и закон
- Вопросы для самопроверки