Журналист в редакционном коллективе
Часто говорят: каков редактор, такова и газета! С этим трудно не согласиться. Можно расширить это утверждение, сказав: каковы журналисты в редакции, такова и газета. И это тоже будет справедливо. Потому что все в газете, как и в журнале, в теле- или радиопрограмме, в конце концов, зависит от журналистов – их культуры и профессионального мастерства, знаний и способностей, опыта и инициативы. Поэтому руководители любой редакции так стремятся включить в ее состав опытного профессионала: он всегда принесет пользу изданию.
А чем руководствуется журналист, приходя в редакцию? Его выбор определяется несколькими стимулами. Первый из них – творческий, и для многих он имеет решающее значение. Это возможность интересной работы, творческого самовыражения, реализации своих способностей. Второй стимул – идейный, и не нужно его недооценивать. Потому что журналист придет лишь в то издание, позиция которого соответствует его взглядам на жизнь и общество. Впрочем, и не пригласят его в редакцию того издания, которое выступает против близких ему идеалов. Третий стимул – по порядку, но не по значению – экономический. Журналист идет в редакцию, для того чтобы зарабатывать, и по возможности хорошо зарабатывать – так, чтобы обеспечить жизнь себе и своей семье. И нередко именно этот стимул определяет его решение стать сотрудником издания, которое он выбрал.
Войдя в редакцию, журналист займет в ней какое-то место, и будет играть здесь определенную роль. Во многом это зависит от его штатной должности. Она сразу очертит круг его задач и обязанностей. Если он станет корреспондентом одного из отделов редакции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материалов для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность заведующего отделом, будет значительную часть рабочего времени заниматься своими организационными обязанностями – планированием работы отдела, распределением заданий среди его корреспондентов, контролем за их выполнением. Став ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время должен уделять вопросам, связанным с управлением коллективом и выпуском номеров.
Если же журналист не входит в штат редакции и работает на гонораре, он все равно выполняет определенные обязанности – ведет тематическую рубрику издания или просто пишет для него по заказу материалы определенной тематики или в каком-либо жанре. Но в любом случае, независимо от характера его обязанностей, журналист вступает в определенные отношения с изданием. А если он вошел в штат редакции, то становится членом ее коллектива.
Необходимость подготовки коллективного произведения – номера газеты или телепрограммы – придает особый характер всей его деятельности. С самого начала, когда он своей заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публикации. Журналист учитывает опыт своих предшественников в разработке той же темы, направление и цели деятельности других сотрудников редакции. Взаимозависимость – одна из важнейших особенностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и технических работников – творческое объединение или группа – создает цельную программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста отличает его от деятельности представителей других видов творческой деятельности.
В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой направлениях. Одно из них – обязанности по отделу или другому творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его репортажах, статьях, заметках и других материалах для издания. Он работает с авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и проводит встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он выступает в роли публициста, редактора и организатора. Комплексный, многофункциональный характер его труда, требующий разносторонних знаний, умений и способностей, определяет его сложность, но в то же время и привлекательность.
Другое направление – обязанности журналиста по редакции. Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя, дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. Времени у него всегда не хватает – одно задание сменяет другое.
У каждого журналиста свой участок работы, свои, известные ему и его руководителям задачи. Он ведет в своем отделе несколько тематических рубрик, отвечает за освещение событий в каком-то регионе и в то же время готов выехать в любой момент в командировку в роли специального корреспондента. Разделение труда в редакции и в отделе дает ему возможности для специализации на каком-то тематическом направлении, в каком-то жанре публицистики. И в то же время он должен быть способен заменить своего коллегу по отделу, уехавшего в командировку или в отпуск, – вести его рубрики, встречаться с его авторами и информаторами.
Если в редакции нет отделов, ответственность журналиста еще более возрастает: он ведет группу рубрик и сдает все материалы непосредственно ведущему редактору или в секретариат.
Как видим, нагрузка журналиста всегда велика и многообразна. Справиться с ней может лишь специалист-профессионал, обладающий способностями к этой нестандартной творческой деятельности, разносторонними знаниями и умениями. Но в связи с вхождением нашей прессы в рынок величина этой нагрузки и характер связанных с нею обязанностей существенно изменяются. Процесс этих изменений идет на двух направлениях и приводит к противоположным результатам. Их различия определяются эффективностью деятельности редакции, ее успехами или неудачами на рынке периодических изданий.
Рынок и свобода журналистской деятельности. Войдя в систему новых взаимоотношений в редакционном коллективе, определяемую условиями рыночной экономики, журналист, с одной стороны, немало приобретает. Прежде всего, возрастает его свобода. Это означает в первую очередь свободу выбора. В несравненно большей степени, чем раньше, он волен выбирать ту газету или другое издание, в котором хотел бы работать, позиция которого соответствовала бы его взглядам. Разумеется, и в новых условиях эта свобода относительна и ограничена: возможность выбора, которой располагает журналист, широка в том городе, где выходит много изданий, но она сводится к минимуму там, где издаются одна-две газеты. И все же «колодок» прежних партийных, политических, государственных предписаний и норм не существует – их заменяет закон. Подчас журналист сам определяет, где он хотел бы работать. Однако реализация его желания зависит от работодателя – редактора газеты или директора компании, к которому он обращается или который приглашает его на работу. Несомненно, расширяются творческие возможности журналиста. Это определяется уже тем, что открылись многие прежде запретные темы, ранее закрытые города и регионы. Возникли не только новые тематические направления, но и новые типы периодической печати, например деловая или конфессиональная пресса. Плацдарм для творческого самовыражения быстро расширяется.
Исчез цензурный пресс, так стеснявший и ограничивавший деятельность журналистов. Правда, на место партийной и государственной цензуры встает самоцензура, подчас еще более требовательная и строгая, но формы и последствия ее выявления теперь зависят уже от самого журналиста, от его профессионализма, его нравственных норм.
И, что важно, для журналиста, работающего в редакции, раскрываются возможности укрепления его социальной защищенности. Подчеркиваем: для журналиста, хорошо работающего в редакции издания, имеющего крепкую финансовую и материальную базу, занимающего прочные рыночные позиции. Для журналиста, пользующегося авторитетом в коллективе и уважением его руководителей.
Одним из главных его приобретений стала возможность лично влиять результатами своего труда на популярность издания, в котором он выступает, на укрепление его экономической базы и улучшение своего материального положения. Он, естественно, входит в процесс редакционного менеджмента и поддерживает его.
Многие журналисты наконец получили возможность хорошо зарабатывать. Их труд, их знания, способности и таланты получают не только моральное признание, но и полновесную материальную оценку. Чем лучше работает сотрудник редакции, тем заинтересованнее ее руководители в результатах его труда и тем более весомой становится его оплата.
Работники экономически крепкой редакции чувствуют себя в таком коллективе защищенными от социальных бурь, у них возникает чувство уверенности в завтрашнем дне. Это их важнейшее приобретение. Руководители такого коллектива могут рассчитывать на полную творческую отдачу своих работников.
Однако у процесса изменения места и роли журналиста в редакционном коллективе есть и другая сторона. Эти изменения могут привести его – и нередко приводят – к серьезным потерям. Самая большая из которых – потеря чувства уверенности в своем будущем. С усилением конкуренции на рынке периодических изданий, в процессе поисков возможностей сокращения расходов, связанных с подготовкой и выпуском номеров и программ, в ходе минимизации размеров редакционного коллектива перед частью сотрудников встает реальная угроза сокращения. Конечно, сначала это коснется слабейших, тех, кто приносит изданию наименьшую пользу, – талантливых профессионалов постараются сохранить. Но если выпуск издания окажется нерентабельным, оно перестанет приносить прибыль и возникнет опасность прекращения его выхода, перед всем коллективом редакции или компании может открыться печальная перспектива ее ликвидации. Тогда каждый ее сотрудник, независимо от его квалификации, столкнется с необходимостью поиска работы.
Главная задача редакционного менеджмента – предотвратить возникновение подобной ситуации.
К этому присоединилась и потеря иллюзий, возникших у журналистов в результате политических и экономических перемен в России. Принятый в 1991 г. Закон о средствах массовой информации в РФ действительно освободил все периодические издания от цензуры. Журналисты получили право свободно публиковать информацию о всех фактах и событиях, не составляющих государственную тайну, и выражать свое мнение. Но не потребовалось большого времени, чтобы радость по этому поводу сменилась разочарованием. Оказалось, что место прежней партийной – политической и идеологической цензуры постепенно заполняется новой – экономической цензурой.
Оказалось, что правы те, кто утверждал, что полной свободы творчества в журналистике не существует. Свобода журналистского творчества всегда относительна. И всегда ограничена. И в новых, рыночных условиях журналист, как и прежде, ограничен – особенностями и запросами своей аудитории, позицией его издания, программой и целями его учредителей, типом издания и т.д. Более того, информационный рынок наложил на все это свои ограничения. Требования редакционного менеджмента ставят перед журналистом новые барьеры, которые ему трудно преодолеть. Если раньше он думал о том, как отнесется к его критической статье секретарь парткома, то теперь размышляет над тем, не обидит ли его выступление постоянного рекламодателя или, еще хуже, спонсора его издания. Или не приведет ли публикация его репортажа к отказу части читателей покупать газету и к падению ее тиража...
Новая, экономическая цензура столь же сурова, как прежняя. Она лишь действует не столь явно, у нее нет своего Главлита – специального органа, осуществлявшего беспощадную проверку всего, что выходило на печатные страницы или в эфир. Она добивается своего более тонко, ничего открыто и грубо не запрещая, использует лишь советы, рекомендации и предупреждения. Но менеджер, который при поддержке редактора и других руководителей издания следит за экономическим эффектом публикаций журналиста, всегда найдет возможность вмешаться в его планы и намерения, если посчитает, что они могут нанести ущерб финансовому положению редакции. Рынок диктует свои законы.
Журналист может лишь констатировать возникновение этой столь неприятной для него ситуации. И принять ее, действуя в соответствии с ее особенностями. Изучать опыт зарубежных коллег, которые неплохо к ней приспособились. И утешаться тем, что требования менеджмента, экономическая цензура все-таки предоставляют ему более широкие возможности, чем прежняя – политико-идеологическая цензура. В конце концов, у сотрудника, не желающего принять рекомендацию менеджера, сохраняются право и возможность попытаться отстоять свое мнение. По тому же Закону о средствах массовой информации он имеет возможность снять свою подпись с материала, если он не согласен с правкой его текста. И даже отказаться от выполнения задания редактора, если посчитает, что оно противоречит его взглядам. Но и у редактора остается право в таком случае отказаться от его услуг. Никто такого журналиста не репрессирует и не лишит возможности продолжать в другой редакции свою профессиональную деятельность, как это нередко бывало в прошлом.
в начало главы << >> в начало раздела
- Глава 16.
- Цели и задачи менеджмента
- Служба редакционного менеджмента
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Менеджмент и редакция
- Величина и состав редакционного коллектива
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Менеджмент и кадровая политика редакции
- Структура редакционного коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Управление редакционным коллективом
- Система методов управления редакцией
- Менеджмент и организация работы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Экономические основы труда журналиста
- Журналист в редакционном коллективе
- Требования к журналисту
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Менеджмент и периодическое издание
- Имидж и бренд периодического издания
- Периодическое издание и его аудитория
- Дизайн периодического издания
- Техническая база периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Распространение периодического издания
- Стратегия распространения
- Тактика распространения
- Подписка
- Розница
- Оптовая продажа
- Бесплатное распространение
- Служба распространения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Менеджмент и бизнес-план редакции
- Бизнес-план в системе редакционного планирования
- Цели, предмет и виды бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Возможности укрепления финансовой базы сми
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Менеджмент, этика и закон
- Менеджмент и этика
- Менеджмент и закон
- Вопросы для самопроверки