Автор и редактор в работе над передачей
На телевидении редактору приходится иметь дело с авторами сценария и авторами-выступающими. Работа с ними имеет свои особенности. В то же время нельзя не отметить в ней и того общего, что позволяет объединить функции тех и других в единое понятие — автор телепередачи. Речь идет о совместной работе редактора и автора, которая начинается с момента подачи заявки (или определения задания автору) и продолжается на всех последующих этапах вплоть до выхода передачи в эфир (или ее записи). Привлечение автора к активному участию в процессе подготовки телевизионной передачи — важнейшая особенность работы редактора. Приглашая автора, редактор должен определить, правильный ли он сделал выбор. Он может оценить его профессиональные и литературные возможности, учесть его популярность и интерес к его выступлению у зрителей, а также проверить, насколько свободно он держится перед камерой.
Работа автора на телевидении сопряжена с большими трудностями, чем в печати или на радио. Это объясняется многими причинами и прежде всего тем, что качество передачи зависит не только от литературных достоинств материала, но и от того, насколько он пригоден для телевизионного воплощения. Даже хороший очеркист-газетчик далеко не сразу сможет написать сценарий телевизионного очерка. И это не удивительно, ведь сценарий телевизионной передачи строится по иным законам, чем печатное литературное произведение, где основным выразительным средством является слово.
Приглашение автора для выступления в эфире всегда связано с соблюдением норм этики. Поэтому при первой же встрече с ним важно предусмотреть все возможное, чтобы предотвратить ошибку в выборе и не искать замены, когда выступающий выразил согласие участвовать в передаче. Нецелесообразно начинать переговоры с автором и заказывать ему сценарий до тех пор, пока нет твердой уверенности, что сценарий на эту тему необходим, что передача пойдет в эфир. На телевидении это условие приобретает особую значимость, так как работа автора над сценарием и его постановкой связана со значительными затратами.
Предварительная работа с автором является важным моментом еще и потому, что создает предпосылки для последующего творческого сотрудничества редактора с автором. Именно на этом этапе возникают взаиморасположение и доверие, которые так нужны впоследствии для успешного осуществления замысла.
Оправдала себя практика представления автором сценарной заявки, которая позволяет редактору своевременно судить о том, насколько хорошо освоена автором тема, какой путь он избрал для ее реализации, насколько убедительна его аргументация, удачна ли избранная форма. Особенно нужны заявки, когда готовятся циклы передач. Заявка может быть краткой и расширенной. Примером расширенной может служить сценарная заявка на передачу «Мамина школа», подготовленная продюсером ОРТ Д. Тиуновым.
- Вместо предисловия
- Глава I общая методика редактирования
- Подготовительный этап
- Редакторский анализ и правка текста
- Работа над композицией
- Проверка фактического материала
- Литературная обработка текста
- Выбор названия
- Глава II
- Особенности редактирования телевизионной
- Передачи
- Организационно-творческий этап
- Автор и редактор в работе над передачей
- Сценарная заявка
- Редакторский анализ, литературное редактирование телевизионной передачи
- Особенности редактирования литературного сценария телевизионной передачи
- Участие редактора в подготовке прямых передач
- Производственный этап — специфический процесс работы редактора телевидения