32. Виды журналистской деятельности: редакторская, организаторская, авторская. Специфика каждого из видов.
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.
Редакторская (лат.redactus«приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замечания и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Определение же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и выпусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).
Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований), а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и определен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в программные задачи и способы их реализации в связи с изменением социальной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.
Под руководством «штаба» редакции организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отделы писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д. От деловитости сотрудников и творческого уровня организаторской работы успех дела в журналистике зависит не в меньшей мере, чем от подготовленности, способностей и искусства редакторов и авторов.
Авторская(от лат.auctor«создатель»; не от греч.autos«сам») деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.
- 21. Истор-кие типы жур-ки. Сми в переход. Период разв-я общества
- 22. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 23. Специфические особенности печати.
- 24. Особенности восприятия радио.
- 25. Телевизионная специфика (аудиовизуальный синтез).
- 26. Инфраструктура сми как система жизнеобеспечения деят-ти журналистики.
- 27. Информационные агентства и службы как важнейшая часть инфраструктуры сми.
- 28. Направления работы пресс-центров и служб связей с общественностью.
- 29. Структурные компоненты системы сми (исторические и соц. Типы журнал-ки).
- 30. Типологические особенности изданий и программ (общенациональные, универсальные, многопрофильные, специализированные, региональные сми).
- 31. Взаимодействие сми: макровзаимодействие и микровзаимодействие как система отношений между изданиями и программами.
- 32. Виды журналистской деятельности: редакторская, организаторская, авторская. Специфика каждого из видов.
- 33. Типы и методологические основы творчества: научный, художественный, публицистический.
- 34. Государственная политика в области сми
- 35. Цензура:предварительная, последующая (карательная), консультативная, косвенная.