21. Истор-кие типы жур-ки. Сми в переход. Период разв-я общества
Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологическими законами, функциональной ролью журналистики в общественной жизни. Поскольку общефункциональные требования к журналистике едины - выполнять коммуникативную роль, активно участвовать в формировании массового сознания, влиять на принятие управленческих решений, быть фактором развития культуры, носителем рекламно-справочной информации и т.д., - профессионально-творческий характер «журналистик» разных времен и народов при всех внешних различиях, связанных с национально-региональными традициями, техническими возможностями, принятыми образцами и т.д., принципиально един. Так, первые газеты XVII-XVIIIвеков и газеты XX века при всех различиях, часто разительных, все же являются именно газетами - средствами массово-информационного взаимодействия со своими столь же разнообразными аудиториями.
Однако картина во многом меняется, если взглянуть на явления журналистики не с общефункциональной профессионально-творческой точки зрения, а с точки зрения содержательного наполнения деятельности средств массовой информации, с точки зрения характера социально-политической линии СМИ при выполнении системы их функций. Благодаря различиям в общественном положении, в потребностях и интересах, стремлениях и взглядах социальных групп и представляющих их общественно-политических организаций (политических партий, профсоюзов, объединений предпринимателей, творческих и иных союзов и т.д.) возникает громадная совокупность изданий и программ, занимающих различные, часто противоположные позиции.
При всем своеобразии каждого органа журналистики в ту или иную историческую эпоху, в той или иной стране, среди тех или иных политических сил следует выделять основные исторические типы журналистики, исходя из их фундаментальных социально-классовых ориентации, соответствующих им (хотя вовсе не однозначно и тем более не зеркально) идеологических представлений и пропагандируемых ценностей. Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов (греч. typos«отпечаток, форма, образец») - результат высокого обобщения на основе определения «ядра» позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности.
Со времени возникновения журналистики в XVII веке по этому признаку выделяются феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая «журналистики» с перспективой формирования общегуманистической журналистики в новой цивилизации, которая должна придти на смену современному обществу с его посткапиталистическими и постсоциалистическими чертами и свойствами.
Следует иметь в виду, что в конкретных изданиях и программах могут сочетаться черты разных исторических типов (например, социалистические идеи проникают в буржуазные СМИ и наоборот), а внутри каждого исторического типа существуют серьезно различающиеся разновидности (например, демократические и тоталитаристские формы и буржуазной, и социалистической журналистики); наконец, в зависимости от изменения роли той или иной группы представляющая ее интересы журналистика меняет свой характер (феодально-монархическая журналистика периода формирования абсолютизма резко отличается от журналистики тех же сил в период возвышения буржуазии и особенно в периоды буржуазных революций).
Федерально-монархическая печать стала складываться сразу же после возникновения первых газет. Она ведет свое начало со времен кардинала Ришелье, когда Т. Ренодо в 1631 году создал «LaGazette». В России первой газетой являются «Ведомости», созданные Петром I в 1702 году. 13 января (день выхода первого номера) отмечается журналистами. Характерно, что этот тип прессы возник по воле верховной власти, прежде всего, в период формирования абсолютистских (самодержавных) монархий в целях, говоря современным языком, идейно-организационного укрепления монархической абсолютистской власти, когда формировались мощные централизованные государства.
Идеологическими основами информационной политики служили освещаемые религией представления о божественной избранности монарха, естественности сословного деления общества (во Франции - дворяне во главе с монархом, духовенство, «третье сословие») и соответствующего «распределения обязанностей» в жизнедеятельности общества.
В период становления централизованных государств, формирования единой политической системы и экономического пространства, развития национальной культуры печать, способствуя развитию государства, распространяя идеи просвещенного абсолютизма и борясь за их реализацию, играла относительно прогрессивную роль. Поскольку внутри нее существовали различные направления - от охранительно-консервативных сопротивляющихся отвечавшим требованиям жизни переменам, до отражавших идеи дворянских революционеров, объективно готовивших буржуазные преобразования, выступавших за конституционную монархию, а порой и за республиканский строй, важно внимательно относиться к явлениям журналистики тех времен и хранить в памяти живое наследие прошлого (в частности, обращаться к этическим нормам деятельности журналистов, высказанным М.В. Ломоносовым в рассуждении «о должности журналистов»).
Однако по мере превращения феодально-монархического строя в тормоз общественного развития охранительная пресса в стремлении сохранить старые устои открыто выявила свою консервативную, а затем и прямо реакционную сущность. Верховная власть в проводимой информационной политике стремилась сохранить монополию на журналистскую деятельность для «своей» прессы, ограничивая с помощью прямых запретов и цензуры оппозиционную журналистику. Особенно подвергалась преследованиям буржуазно-демократическая журналистика.
- 21. Истор-кие типы жур-ки. Сми в переход. Период разв-я общества
- 22. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 23. Специфические особенности печати.
- 24. Особенности восприятия радио.
- 25. Телевизионная специфика (аудиовизуальный синтез).
- 26. Инфраструктура сми как система жизнеобеспечения деят-ти журналистики.
- 27. Информационные агентства и службы как важнейшая часть инфраструктуры сми.
- 28. Направления работы пресс-центров и служб связей с общественностью.
- 29. Структурные компоненты системы сми (исторические и соц. Типы журнал-ки).
- 30. Типологические особенности изданий и программ (общенациональные, универсальные, многопрофильные, специализированные, региональные сми).
- 31. Взаимодействие сми: макровзаимодействие и микровзаимодействие как система отношений между изданиями и программами.
- 32. Виды журналистской деятельности: редакторская, организаторская, авторская. Специфика каждого из видов.
- 33. Типы и методологические основы творчества: научный, художественный, публицистический.
- 34. Государственная политика в области сми
- 35. Цензура:предварительная, последующая (карательная), консультативная, косвенная.