logo
Экз

21. Истор-кие типы жур-ки. Сми в переход. Период разв-я общества

Массово-информационная деятельность, функционирование систему средств массовой информации в различные исторические эпохи определяются двумя группами закономерностей. Первая связана с общесоциологическими законами, функциональной ролью журналистики в общест­венной жизни. Поскольку общефункциональные требования к журналистике едины - выполнять коммуникативную роль, активно участ­вовать в формировании массового сознания, влиять на принятие управ­ленческих решений, быть фактором развития культуры, носителем рекламно-справочной информации и т.д., - профессионально-творческий характер «журналистик» разных времен и народов при всех внешних раз­личиях, связанных с национально-региональными традициями, техничес­кими возможностями, принятыми образцами и т.д., принципиально един. Так, первые газеты XVII-XVIIIвеков и газеты XX века при всех различиях, часто разительных, все же являются именно газетами - средствами мас­сово-информационного взаимодействия со своими столь же разнообраз­ными аудиториями.

Однако картина во многом меняется, если взглянуть на явления жур­налистики не с общефункциональной профессионально-творческой точ­ки зрения, а с точки зрения содержательного наполнения деятельности средств массовой информации, с точки зрения характера социально-по­литической линии СМИ при выполнении системы их функций. Благодаря различиям в общественном положении, в потребностях и интересах, стремлениях и взглядах социальных групп и представляющих их общест­венно-политических организаций (политических партий, профсоюзов, объединений предпринимателей, творческих и иных союзов и т.д.) воз­никает громадная совокупность изданий и программ, занимающих раз­личные, часто противоположные позиции.

При всем своеобразии каждого органа журналистики в ту или иную историческую эпоху, в той или иной стране, среди тех или иных полити­ческих сил следует выделять основные исторические типы журналистики, исходя из их фундаментальных социально-классовых ориентации, соот­ветствующих им (хотя вовсе не однозначно и тем более не зеркально) идеологических представлений и пропагандируемых ценностей. Отнесе­ние конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов (греч. typos«отпечаток, форма, образец») - резуль­тат высокого обобщения на основе определения «ядра» позиции и игра­емой в обществе роли, главной социальной направленности.

Со времени возникновения журналистики в XVII веке по этому при­знаку выделяются феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая «журналистики» с перспективой форми­рования общегуманистической журналистики в новой цивилизации, ко­торая должна придти на смену современному обществу с его посткапита­листическими и постсоциалистическими чертами и свойствами.

Следует иметь в виду, что в конкретных изданиях и программах могут со­четаться черты разных исторических типов (например, социалистические идеи проникают в буржуазные СМИ и наоборот), а внутри каждого истори­ческого типа существуют серьезно различающиеся разновидности (напри­мер, демократические и тоталитаристские формы и буржуазной, и социали­стической журналистики); наконец, в зависимости от изменения роли той или иной группы представляющая ее интересы журналистика меняет свой характер (феодально-монархическая журналистика периода формирова­ния абсолютизма резко отличается от журналистики тех же сил в период возвышения буржуазии и особенно в периоды буржуазных революций).

Федерально-монархическая печать стала складываться сразу же после возникновения первых газет. Она ведет свое начало со времен кардина­ла Ришелье, когда Т. Ренодо в 1631 году создал «LaGazette». В России первой газетой являются «Ведомости», созданные Петром I в 1702 году. 13 января (день выхода первого номера) отмечается журналистами. Ха­рактерно, что этот тип прессы возник по воле верховной власти, прежде всего, в период формирования абсолютистских (самодержавных) монар­хий в целях, говоря современным языком, идейно-организационного ук­репления монархической абсолютистской власти, когда формировались мощные централизованные государства.

Идеологическими основами информационной политики служили ос­вещаемые религией представления о божественной избранности монар­ха, естественности сословного деления общества (во Франции - дворяне во главе с монархом, духовенство, «третье сословие») и соответствующе­го «распределения обязанностей» в жизнедеятельности общества.

В период становления централизованных государств, формирования единой политической системы и экономического пространства, развития национальной культуры печать, способствуя развитию государства, рас­пространяя идеи просвещенного абсолютизма и борясь за их реализа­цию, играла относительно прогрессивную роль. Поскольку внутри нее су­ществовали различные направления - от охранительно-консервативных сопротивляющихся отвечавшим требованиям жизни переменам, до отра­жавших идеи дворянских революционеров, объективно готовивших бур­жуазные преобразования, выступавших за конституционную монархию, а порой и за республиканский строй, важно внимательно относиться к яв­лениям журналистики тех времен и хранить в памяти живое наследие прошлого (в частности, обращаться к этическим нормам деятельности журналистов, высказанным М.В. Ломоносовым в рассуждении «о долж­ности журналистов»).

Однако по мере превращения феодально-монархического строя в тор­моз общественного развития охранительная пресса в стремлении сохра­нить старые устои открыто выявила свою консервативную, а затем и пря­мо реакционную сущность. Верховная власть в проводимой информационной политике стремилась сохранить монополию на журна­листскую деятельность для «своей» прессы, ограничивая с помощью пря­мых запретов и цензуры оппозиционную журналистику. Особенно под­вергалась преследованиям буржуазно-демократическая журналистика.