27. Информационные агентства и службы как важнейшая часть инфраструктуры сми.
Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д.
Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, которые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.
Поскольку информация всегда была необходима различным политическим, экономическим и другим институтам общества, информационные службы возникли задолго до появления первых газет. В частности, функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве - посольский приказ). Кадры первых изданий первоначально формировались из работников этих служб, а иногда возникали и на базе информационных служб (например, французская «Gazette»).
Однако крупные информационные службы, специализировавшиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине XIX века, когда активно начала складываться массовая ежедневная пресса. Стало очевидным, что собственными силами газеты не могут получить необходимый объем информации, особенно зарубежной, а увеличение количества корреспондентов было слишком дорогим и нерациональным делом, поскольку достаточно было передать по телеграфу абонентам различных стран и регионов сообщения об одних и тех же событиях нескольких журналистов из агентств. Это привело к созданию почти одновременно в разных европейских странах телеграфных информационных агентств (сначала во Франции, потом в Германии и Англии; Английское агентство Рейтер существует и в настоящее время).
Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветвленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использованием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответствующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссылкой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание). При передаче такого сообщения возможны сокращения и компрессия, а также дополнительные комментарии.
Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграфный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспондента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно. Ничего не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. - Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. - Херст».
Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в самой различной информации характер агентской информации менялся. Стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive«исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений.
Появление возможности передачи по каналам связи факсимильной (т.е. точных изобразительных копий оригинала) информации привело к широкому распространению фотоснимков, рисунков, карт, схем и т.п. по фототелеграфу. С распространением радио, а затем телевидения возникли специализированные агентства аудиовизуальной информации (иногда они являются подразделениями «старых» информационных агентств). В настоящее время растет число самостоятельных студий аудио- и видеозаписи. В качестве своеобразного информационного агентства выступает также Интернет, подключаясь к которому СМИ имеют возможность «скачивать» для своих нужд огромные объемы информации самого разного характера по содержанию и по форме (текстовую, аудио, визуальную).
Нужды средств массовой информации в получении широкой, разнообразной, собранной и обработанной журналистами различных ориентации агентской информации повлекли создание наряду с крупными универсальными информационными агентствами специализированных информационных служб, небольших региональных агентств, а также «независимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance,stringer), инициативно или по заказу готовящих сообщения и предлагающих их средствам массовой информации. Существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.
Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира. Последние обычно называют «мировыми агентствами», к ним относятся Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС (бывшее Телеграфное агентство Советского Союза, преобразованное в Информационное телеграфное агентство России). В СМИ, установивших договорные отношения с этими агентствами, редакционные телетайпы выдают информацию со всего мира практически непрерывно, а «бюллетени новостей», например Интерфакса, выходят несколько раз в день.
Сеть агентских служб постоянно расширяется. Возникают специализированные агентства по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство), по характеру распространяемых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), по источникам сведений (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе передач зарубежных радиостанций), по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков Данных). Возникает здоровая конкуренция, которая требует оперативности, широкой осведомленности, умения находить новости более важные, менее открытые, поиск которых требует находчивости, а нередко и риска. Поэтому информация Интерфакса и других информационных служб часто бывает уникальной, а при обращении их к одной теме - взаимодополняющей, взаимокорректирующей, а иногда и взаимоотрицающей. Все это делает работу с агентской информацией в редакциях СМИ сложной и интересной, требующей вдумчивого отношения и умелого сопоставления сведений, быстрой реакции на сообщения.
В мировом информационном пространстве все большее место занимают всемирные информационные компьютерные сети типа Интернета, выходя в которые можно получать самую разнообразную специальную и массовую информацию. Через Интернет предоставляется и большой объем других услуг (торговых, кредитно-банковских и т.д.) Благодаря Интернету возникла так называемая кибержурналистика - электронные версии СМИ, специальные сетевые СМИ, странички (сайты) отдельных журналистов, политических деятелей, различных ведомств и организаций и т.д. Информацией, размещенной в Интернете, может непосредственно воспользоваться и отдельный пользователь, и СМИ, используя сведения как агентскую информацию. Юридическая и организационная неурегулированность функционирования Интернета порождает много проблем, которые еще предстоит разрешать всему мировому сообществу.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 21. Истор-кие типы жур-ки. Сми в переход. Период разв-я общества
- 22. Массово-коммуникационные средства журналистики
- 23. Специфические особенности печати.
- 24. Особенности восприятия радио.
- 25. Телевизионная специфика (аудиовизуальный синтез).
- 26. Инфраструктура сми как система жизнеобеспечения деят-ти журналистики.
- 27. Информационные агентства и службы как важнейшая часть инфраструктуры сми.
- 28. Направления работы пресс-центров и служб связей с общественностью.
- 29. Структурные компоненты системы сми (исторические и соц. Типы журнал-ки).
- 30. Типологические особенности изданий и программ (общенациональные, универсальные, многопрофильные, специализированные, региональные сми).
- 31. Взаимодействие сми: макровзаимодействие и микровзаимодействие как система отношений между изданиями и программами.
- 32. Виды журналистской деятельности: редакторская, организаторская, авторская. Специфика каждого из видов.
- 33. Типы и методологические основы творчества: научный, художественный, публицистический.
- 34. Государственная политика в области сми
- 35. Цензура:предварительная, последующая (карательная), консультативная, косвенная.