10. Современные зарубежные теории журналистики.
Современная зарубежная журналистика, помимо ярко выраженных интеграционных процессов в условиях глобализации информационного пространства, продолжает сохранять определенное национальное своеобразие, которое является с одной стороны проявлением самобытности народов, а с другой – реакцией на глобалистские тенденции в средствах массовой информации. В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа – по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании требований демократизации медийного сектора («медиадемократии»), сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации. В рыночной среде с ее жесткоконкурентными отношениями на первый план выходят те средства массовой информации и те журналистские произведения, которые способны привлечь внимание наибольшего количества людей, обеспечить высокий рейтинг, являющийся залогом коммерческого успеха, стабильности поступления доходов от публикации рекламы и мерилом стоимости рекламных услуг. Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. За рубежом и в России существуют различные школы медиаобразования. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли ученые Великобритании, Канады, Франции, США, внедрившие курсы медиаобразования в школьные и вузовские программы. Сегодня все большее распространение приобретает понимание того, что медиаобразование, начинающее в школе, не должно заканчиваться вместе с окончанием учебного заведения. В современных условиях важную роль в развитии коммуникационных способностей аудитории призвана играть медиакритика – формирующаяся область журналистики, осуществляющая критическое познание актуальных социально значимых творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации – с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания. Медиакритика изучает и оценивает не только творчество создателей медийного содержания, но также и подвижный комплекс многообразных отношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом, вооружая потребителей медийной информации знаниями о механизмах социального функционирования СМИ, развивая их способности к самостоятельной критической переработке получаемой информации. В странах Запада в последние годы широкое распространение получили гражданские формы медиакритики, транслирующие мнения граждан о деятельности массмедиа, их оценки медийного содержания, а также требования, касающиеся демократизации медийного сектора, сохранения и развития общественных средств массовой информации. Гражданские организации и группы, осуществляющие общественный мониторинг и критику СМИ, широко используют возможности информационной деятельности в Сети. Примером тому является деятельность американской организации «За честность и тщательность в информировании» (FAIR), множества других гражданских объединений такого рода. Каким бы сложным и противоречивым не выглядело историческое и современное развитие массовых коммуникаций, несомненно огромное значение журналистики для развития современной цивилизации. Сегодняшнее общество превратилось в «медиатизированный» социум, неспособный функционировать без средств массовой информации. Журналистика оказывает возрастающее влияние на судьбы человечества, поэтому чрезвычайно важно, чтобы ее дальнейшее развитие происходило на принципах гуманизма, демократии, уважения и сохранения культурного многообразия народов мира.
- 1.Сми в информационном обществе.
- 2. Проблемы единства информационного пространства России.
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4.Журналистика и глобальные проблемы человечества.
- 5. Конвергенция в сми.
- 6. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 7. Журналистика как институт демократии.
- 8. Французская концепция свободы печати.
- 9. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 10. Современные зарубежные теории журналистики.
- 11. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 12. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 13. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 14. Становление политической журналистики в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 15. Журналистика в тоталитарном обществе.
- 16. Основные информационно-коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 17. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 18. Американская концепция свободы печати.
- 19. Журналистика и политика.
- 20. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 21. Журналистика и избирательный процесс.
- 22. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 23. Типы онлайновых сми.
- 1.Журналистский текст как система выразительных средств.
- 2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.
- 3. Современные стандарты новостного текста.
- 4. Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 5. Репортаж: особенности жанра, тенденции развития.
- 6. Жанр интервью и его виды.
- 7. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 8. Очерк и эссе как жанры в структуре современной печати. Разновидности очерка.
- 9. Модель издания: содержательная, оформительская, организационная.
- 10.Планирование работы редакции газеты, еженедельника и журнала.
- 11.Рекламная, ценовая и тиражная политика газетной редакции.
- 12.Язык экранной публицистики: формирование, структура и взаимодействие изобразительно-выразительных средств телевидения.
- 13. Телевидение и общество. Социальные функции тв. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.