6. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
Буржуазная революция дала толчок развитию печати в Англии. Резко увеличилось число авторов, которые стремились донести свои взгляды до широкой публики, испытывавшей, в свою очередь, огромный интерес к общественным проблемам. Английские библиографы и историки считают, что в период с 1641 по 1663 годы вышло в общей сложности 22 255 названий печатных изданий (книг, памфлетов, газет). Но по мере развития революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора. Борьба против цензурных ограничений неизменно обострялась в периоды социальных потрясений, когда власть была уже не в силах контролировать полное выполнение цензурных запретов. В 1644 году к суду был привлечен поэт и публицист Джон Мильтон, обвиненный компанией книгопродавцов в нарушении закона о предварительной цензуре (1643г.). По этому поводу был написан памфлет "Ареопагитика", построенный как обращение к членам парламента. За образец он взял "Логос ареопагитикос" – речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин. Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Мильтон один из первых выступил против цензуры. Обращаясь к истории, он указывает, что впервые закон о цензуре был издан папской курией. Ранее история не знала аналогичных законодательств. Католическая церковь наложила оковы на духовную и культурную жизнь общества, именно она рассматривается Мильтоном как источник зла, в данном случае цензуры. Английский парламент устранил цензуру вместе со Звездной палатой. Восстановление её есть величайшая несправедливость. Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь или не имеет, дать ему объективную оценку. Один человек не может судить о верности или пользе той или иной идеи. Поскольку идеи "добра и зла произрастают одновременно", человек, по мнению Мильтона, должен познать и то, и другое, чтобы научиться отличать первое от второго. Человек должен иметь возможность услышать все, что говорят другие, и сказать все, что хочет сказать сам. "Дайте мне свободу знать, выражать свои мысли, а самое главное, судить по своей совести", - требует Мильтон. Джона Мильтона по праву считают основоположником буржуазной теории свободы печати. Он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике. Говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду лишь "лучших людей", средний класс. Он не распространял действие этого принципа на низы, так как считал, что свобода и власть "черни" не доступны. Он отстаивал только право своего класса на свободу слова. После казни короля Карла – 1 и установление в Англии республики Мильтон в течение трех лет (1649 – 1652) занимал должность правительственного секретаря в Государственном совете и сам выполнял обязанности цензора. Это свидетельствует о том, что он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное. Более того, партия, к которой он принадлежал, предприняла ряд мер (законы о печати), направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров. Идеологом этого движения был (как мы уже знаем) Лильберн. Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати. Лильберн требовал от индепендентов осуществления этого принципа на деле. "Печать должна быть свободной, - писал он,- эта свобода имеет наиважнейшее значение для республики". Лильберн предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Свободная печать необходима ему как орудие борьбы с изменниками и тиранами, в том числе и Кромвелем. Заслуга английской буржуазной революции 17 века состоит в том, что она поставила перед общественной мыслью целый ряд вопросов первостепенного значения, а её лидеры заложили основы буржуазной идеологии, но решить эти проблемы ей не удалось, вернее, они получили однобокое решение. Главный вопрос – вопрос господствующего положения в обществе – английская революция решила, поэтому английская буржуазия имела основания считать, что свобода печати в Англии для неё существует.
- 1.Сми в информационном обществе.
- 2. Проблемы единства информационного пространства России.
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4.Журналистика и глобальные проблемы человечества.
- 5. Конвергенция в сми.
- 6. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 7. Журналистика как институт демократии.
- 8. Французская концепция свободы печати.
- 9. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 10. Современные зарубежные теории журналистики.
- 11. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 12. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 13. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 14. Становление политической журналистики в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 15. Журналистика в тоталитарном обществе.
- 16. Основные информационно-коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 17. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 18. Американская концепция свободы печати.
- 19. Журналистика и политика.
- 20. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 21. Журналистика и избирательный процесс.
- 22. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 23. Типы онлайновых сми.
- 1.Журналистский текст как система выразительных средств.
- 2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.
- 3. Современные стандарты новостного текста.
- 4. Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 5. Репортаж: особенности жанра, тенденции развития.
- 6. Жанр интервью и его виды.
- 7. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 8. Очерк и эссе как жанры в структуре современной печати. Разновидности очерка.
- 9. Модель издания: содержательная, оформительская, организационная.
- 10.Планирование работы редакции газеты, еженедельника и журнала.
- 11.Рекламная, ценовая и тиражная политика газетной редакции.
- 12.Язык экранной публицистики: формирование, структура и взаимодействие изобразительно-выразительных средств телевидения.
- 13. Телевидение и общество. Социальные функции тв. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.