logo
1-27 и 1-15

3. Современные стандарты новостного текста.

Повышенная оперативность кратких новостей; ответственное и своевременное информирование как помощь в социальном ориентировании аудитории. Факторы, влияющие на обработку и подачу новостей. Оперативность, краткость, компактность. Эффект самоочевидности события. Проблемы объективности («приемлемой правдивости») сообщения. Форма «жесткая новость» (hard news). Принцип «перевернутой пирамиды» (расположение сведений по убывающему интересу). Суммирующий лид как главный фрагмент сообщения (его «основание»), спрессовывающий ответы на шесть вопросов, которые представляют событие как некий итог («кто», «что» совершил, «где», «когда», «как» и «по каким причинам» это произошло). Емкий абзац и его варианты. Ссылки в новостях. Форма «расширенная новость». Существенные подробности во второй части «емкого абзаца» и в завершении заметки. «Нужные длинноты»: расшифровка имен, терминов, географических названий. Развернутые мнения экспертов и свидетельства очевидцев. Творческая работа журналиста с цифрами и данными статистики. Варианты обработки: сопоставление, пересчет, образная интерпретация. Форма «мягкая новость» (soft news), подающая сведения не с итога, а с «интриги». Оттягивание знакомства с фактом, переакцентировка внимания с итога на любопытные детали и обстоятельства. Варианты лидов новостей в стиле «soft» («сценический», «репортажный», «повествующий» и др.). Основания для выбора именно этой формы в практике журналиста (возвращение к продолжающемуся событию, поиск нового информационного повода; необходимость «подогреть новость», когда событие важно, но недостаточно самоочевидно; наличие яркого, необычного момента происшествия, необходимость образного пересказа в научно-популярном сообщении и пр.).