Журналистика в системе социальных институтов
Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях, при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил. При этом жизнедеятельность общества протекает в значительной мере как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов.
Социальные институты возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание и т.д.), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Например, институт права, возникший как совокупность обычаев, традиций, правил, затем определился как система «писанных» законов. Существуют экономические, политические, культурно-образовательные и другие социальные институты, и каждый из них должен действовать на основе четких установлений — конституции, законов, регламентов, уставов и т.п.
Таким образом, социальный институт — это совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере, которые обретают законодательные рамки и организационные формы.
Журналистика — один из важнейших социальных институтов современного общества. Она обладает основными чертами социального института: легитимностью и сложившейся закрепленной системой ценностей (журналистская этика).
Кроме того, журналистика является посредником между социальными институтами и массовой аудиторией, она доводит сведения от одних до других и обратно, реализует информационный взаимообмен между различными социальными институтами. С ее помощью более эффективно и оперативно решаются задачи других социальных институтов, журналистика способствует их развитию и развитию свободы общества в целом.
Свободное функционирование социальных институтов и журналистики в том числе, способствует развитию следующих качеств демократии в обществе:
— партиципарность — самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества;
— делиберативность — широкая информированность граждан, предопределяющая обдуманные и рационально обоснованные решения;
— диалогичность — обеспечение выработки мнений и решений в условиях широкой дискуссии.
Полное развитие этих свойств демократии ведет к созданию открытого общества, в котором защищены права человека на получение информации, и права журналистики —на качественную реализацию своих функций.
Роль СМИ в обществе определяется потребностями социальных институтов и массовой аудитории (полная информированность). Журналистика как социальный институт является «четвертой властью». При этом журналист работает на общество, то есть выполняет социальный заказ, поэтому главным качеством определяющим профессионализм журналиста является сформированная социально-мировоззренческая позиция.
Для журналистики общечеловеческие ценности составляют основу ее социальной позиции. Формирование журналистом своей социальной позиции носит профессиональный характер и имеет более важное значение в силу того, что с этой позицией он «выходит» на широкую аудиторию, то есть определяет свое отношение к общественно-значимым явлениям жизни и стремится внедрить это отношение в сознание читателей (слушателей, зрителей).
Задачи журналиста в процессе формирования социальной позиции:
1. Ясное понимание мирового устройства (политический, экономический, национальный и др. аспекты), всесторонняя ориентация в системе общественных отношений современности и осознание ценностей.
2. Определение своего места в социальной структуре общества.
3. Понимание сложности отношений между различными «частями» человеческого сообщества.
Формы существования социальной позиции журналиста:
— неосознанная социальная позиция, так как формируется интуитивно;
— слабо осознанная социальная позиция — связь позиции с интересами определенных социальных сил рассматривается журналистом как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий;
— осознанная социальная позиция — связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп рассматривается как основа деятельности СМИ.
- Массово-информационные потоки. Массово-информационная природа сми
- Информационная насыщенность журналистского текста
- Система принципов журналистики
- Сущностные особенности средств массовой информации различных типов
- Тема 6: Типология средств массовой информации.
- Трансформация системы средств массовой информации в постсоветский период
- Изменение типологии, появление новых типов сми
- Проблема принципиальности и политической культуры журналиста
- Общественное мнение и журналистика: особенности взаимодействия
- Журналистика в системе социальных институтов
- Результативность журналистской деятельности: действенность и эффективность
- Свобода печати и свобода слова: общее и особенное
- Социально-творческие факторы свободы сми
- Экономические факторы свободы сми
- Юридическая сторона свободы сми
- Виды цензуры и ее функции
- Функции цензуры
- Этапы развития цензуры
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Этапы разработки концепции издания