logo
основы журналистики

Виды цензуры и ее функции

Цензура — контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей, сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.

Цензура — явление многоаспектное, в зависимости от выбранной точки рассмотрения выделяются различные ее виды.

1. По способу осуществления цензура делится на предварительную (разрешительную) и последующую (карательную). Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск книг, газет, теле- и радиопередач, постановку пьес и т. д. Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают установленные требования.

Предварительная цензура либо налагает запрет на распространение определенных сведений, либо вмешивается в творческий процесс. Автор/журналист, редактор и издатель перекладывают свою ответственность на цензора, который, руководствуясь интересами государства, решает судьбу того или иного материала.

Сегодня предварительная цензура трансформировалась из внешней во внутреннюю, теперь роль цензора играет редактор. Главным руководством при этом являются не государственные, а частные, «хозяйские» интересы. Суть методов осуществления цензуры сохраняется, меняется только их форма.

Несмотря на то, что сегодня предварительная и последующая цензура формально отсутствуют, фактически существует целый комплекс государственных мер по осуществлению контроля за СМИ. Во-первых, это разрешительная система создания органов печати, их обязательная регистрация в компетентных государственных органах. Во-вторых, это отсутствие экономической свободы СМИ: для существования изданий требуются крупные денежные средства, в результате печать, телевидение и радио попадают в финансовую зависимость от правительства, различных администраций, чиновников, бизнесменов.

В конце XX века появилась новая форма цензуры периодической печати — физическое устранение неугодных журналистов, которое сопровождается шантажом и запугиванием. В списке горячей десятки стран-рекордсменов по нераскрытым преступлениям против журналистов Россия занимает первую строчку — наравне с Алжиром.

2. По ареалу распространения цензура делится на внутреннюю и иностранную. Задача внутренней цензуры заключалась в рассмотрении изданий, выходивших на территории Российской империи, затем Советского Союза на любых языках.

Иностранная цензура контролировала печатную продукцию, ввезенную в страну. Заграничные периодические издания, выписываемые через почтамт, поступали на просмотр цензорам почтового департамента. В 1797 году Павел I установил самую строгую внутреннюю цензуру, через год было издано распоряжение о тщательной проверке заграничных произведений печати и конфискации изданий, содержащих малейший намек на либерализм.

3. По содержанию, объекту воздействия цензура бывает политической (идеологической) и нравственной (духовной). Политическая цензура касается содержания материала, качества содержащейся в нем информации. Нравственная цензура отвечает за форму подачи материала, язык, которым пользуется автор, например, избегание ненормативных слов при переводе. Таким образом, нравственная цензура борется с пошлостью и грубостью на страницах газет, с бездарностью и безответственностью журналистов.

Показательно, что в условиях, когда государство боится показаться недемократичным, политическая цензура выступает под маской нравственной. Правка сопровождается примерно таким комментарием: «Все хорошо, только давайте устраним некоторые стилистические ошибки. Например, вот этот кусок текста выбросим, так как читателю необязательно знать все подробности и т.д.»

Таким образом, идеологическая цензура работает с фактологической стороной деятельности СМИ (тема, идея, факты, аргументы, гипотезы, суждения, выводы и т.д.), нравственная цензура работает с языковым аспектом (устранение речевых, орфографических, логических и других ошибок» как лучше сказать, чтобы читатель правильно понял; композиция материала и т.д.). Конечно, в некоторых случаях, особенно если основополагающим признаком журналистского материала является ирония, на первый план выходит форма, через которую, как намек, просачивается содержание. Подобные тексты бесполезно править, так как они разрушаются, и именно к двуплановсти иронии, возможности двоякой трактовки прибегают СМИ в период цензуры и запретов.

4. По объекту воздействия (ограниченные свободы журналистики) цензура бывает социально-творческой, юридической и экономической. Кислород СМИ можно перекрыть, отменив творческую, юридическую и экономическую свободу. Государство методом проб и ошибок сегодня выбирает самый коварный вид цензуры. Даровав прессе, радио и телевидению формальную свободу (творческую и юридическую), за которую несколько столетий ратовала общественность, оно давит на самый важный рычаг – экономический. Экономическая зависимость уничтожает журналистику изнутри, делает ее продажной, превращает ее в специфическую сферу услуг. Также эффективной формой воздействия на СМИ являются судебные преследования (ограничения юридической свободы). На любую критику власть реагирует угрозой уголовного преследования в виде исков о защите чести и достоинства.

5. По субъекту воздействия выделяются такие виды цензуры: цензура со стороны государства, цензура со стороны «хозяина» (бизнесменов, политиков и т.д.) внутриредакционная цензура, цензура со стороны журналистского корпуса, цензура со стороны общественности (со стороны читателя, зрителя, слушателя) и самый специфический вид — самоцензура.

Цензура со стороны государства заключается в прописывании юридической стороны, правового положения СМИ и обеспечения правильного исполнения этих законов. В зависимости от выбранной правительством тактики цензура будет принимать легкие или тяжелые формы, которые будут рассмотрены далее. Цензура со стороны государства должна не только на бумаге прописать права и обязанности журналиста, меры наказания в случае нарушения закона, но и не менее пристально следить за претворением этих законов в жизнь.

Также государственная цензура должна очертить круг сферы своего влияния, определить пределы, которые преступать не имеет права. Самой эффективной и необходимой мерой государственного контроля является лицензирование и аккредитация журналистов и самих изданий.

Внутриредакционная цензура цензура со стороны «хозяина». Превращение журналистики в бизнес и производство информации называют характерной чертой XX века. Оценив выгодность иметь в своем владении СМИ крупный капитал, а также политики стали делить между собой информационный рынок. Формула «кто владеет информацией, тот владеет миром» — девиз, современной действительности. В зависимости от позиции, мировоззрения и желаний учредителя, спонсора и т.д. меняется политика самого издания. Материалы, содержащие в себе точку зрения, расходящуюся с «хозяйской», просто не публикуются. Журналист, не меняющий точку зрения на точку опоры, не найдет себе применения в таком средстве массовой информации.

Лицо и политика издания во многом будут зависеть от уровня образования и культуры учредителя, от поставленных им целей и задач. К сожалению, чаще всего это делание денег и делание политики. Внутриредакционная цензура в нормальной рабочей обстановке является обычным явлением, так как каждое издание имеет свой формат, направленность на определенную аудиторию, определенный круг тем, поэтому такая цензура позволяет лучше планировать работу редакции, координировать действия журналиста, добиваться большей эффективности и действенности материалов.

Цензура со стороны журналистского корпуса — это оценка деятельности отдельного журналиста или целого изданий со стороны коллег. Мнение другого журналиста ценится, так как признание или осуждение в своей профессиональной среде имеет большое значение для каждого человека. Чтобы отслеживать закономерности развития СМИ, решать, возникающие проблемы, создаются профессиональные организации журналистов. Цензура со стороны журналистского корпуса чаще всего сталкивается с решением моральных и этических проблем.

Показатель профессионализма журналистов — нравственность. Журналистский корпус должен контролировать соблюдение морали, профессионального долга, ответственности и нравственности отдельных своих членов. Профессиональная нравственность оказывает воздействие на деятельность журналиста не только при помощи норм. Она регулирует поведение корреспондента его поступки, мысли, речь через систему ценностей, при этом основным контролирующим механизмом является наложение запрета (табу), то есть цензура. Цензура со стороны журналистского корпуса реализуется виде журналисткой этики (этические кодексы).

Цензура со стороны общественности является самой важной и необходимой. Аудитория является важным рычагом управления и воздействия на СМИ. Если человек не будет читать газеты, смотреть телепередачи и слушать радиопрограммы, то они потеряют самое главное — внимание адресата, возможность формировать его сознание.

Отношения между журналистом и читателем нельзя рассматривать односторонне, то есть ограничиваться активностью первого и пассивностью второго. Так, воздействуя на адресата, корреспондент сам находится под его влиянием, так как читатель (зритель, слушатель) становится посредником в отношениях журналиста с самим собой. Журналистика как форма «речевого общения» осложняется отсутствием моментальной обратной связи, причем все трудности приходится решать журналисту, который сначала должен предугадать реакцию читателя (зрителя, слушателя) на свой материал, а потом, руководствуясь этим, его написать. Следовательно, в совей деятельности журналист ориентируется, прежде всего, на своего адресата, которого воспринимает как субъекта, а не объекта.

Активность аудитории проявляется также при выборе характера и количества воспринимаемой информации. Активность журналиста проявляется чрез его отношение к предмету общения, то есть создаваемому тексту, его теме, идее, выразительным языковым средствам и т. д.

Самоцензура — самоконтроль, самоограничение. Журналистика — творческая профессия, творить — значит делать выбор, следовательно, ее основой является безграничная свобода. Но такую свободу можно предоставить только нравственно сформировавшейся личности, то есть человеку с хорошо развитым самоконтролем (самоцензурой). К сожалению, таких журналистов на сегодняшний момент слишком мало.

Оптимальным вариантом между безграничной свободой и жесткой цензурой является самоконтроль журналиста (советчик, который редко ошибается; внутренний цензор, нормы которого человек безоговорочно принимает, не чувствуя над собой насилия). Ориентирами для самоцензуры являются нормы, они ограничивают пространство творческой свободы журналиста, но ограничивают его собственной волей. Нормы — это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения в ходе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.

Самоцензура имеет не только плюсы, но и минусы. Когда журналист не уверен в собственных силах, способностях, таланте, он, во-первых, не реализует значительное количество своих идей, связанных с разработкой новых тем и информационных поводов. Во-вторых, боится экспериментировать с формой материалов, композицией авторским стилем, то есть пишет по шаблону. В-третьих, не предлагает редакциям СМИ свои материалы, то есть пишет в стол.