logo
основы журналистики

Сущностные особенности средств массовой информации различных типов

Четыре подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, Интернет-СМИ, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, программ радио и телевидения, сетевых изданий разного типа, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Массово-коммуникационные средства журналистики

Печать

Радио

Телевидение

Интернет

Средства передачи информации

печатное воспроизведение текста и изображения (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги)

передача звуковой информации (речь, музыка, шум) с помощью электромагнитных волн

передача звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно

передача мультимедийного контента по различным каналам связи (телефонным, оптоволоконным; с использованием компьютерной техники и мобильных телефонов)

Преимущества

Обзорное ознакомление с информацией.

Возможность отложенного чтения.

Автономность способа фиксации информации

Возможность «чистого звука», хорошо развивает воображение.

Фоновое прослушивание – когда ничего не мешает заниматься другими делами.

Возможности прямого эфира.

Созданы максимально мобильные приемники.

Дешевизна производства по сравнению с телевидением.

Богатые возможности передачи различной информации (видео и аудио, текстовой и фото, цветной и черно-белой, речи, шумов, музыки) – отсюда высокая степень эмоционального воздействия.

Требует минимального напряжения от зрителя. Возможности прямого эфира – создание эффекта присутствия.

Соединяют в себе возможности всех типов СМИ – мультимедийность.

Возможность архивации, гиперссылок.

Пополнение информации в режиме он-лайн.

Высокая степень интерактивности.

Богатые возможности выбора информации.

Недостатки

Дискретность выпуска – проигрывает в оперативности.

Доступна только грамотному.

Требует значительного интеллектуального и эмоционального напряжения при чтении.

Использование соответствующего приемника.

Фоновое прослушивание с потерей информации. Для полноценного восприятия (не фонового) необходимо напрягаться, прислушиваться; психологическая зависимость.

«Принудительное» прослушивание, невозможность прослушать несколько параллельно транслируемых программ.

Использование соответствующего приемника.

Высокая степень эмоционального воздействия – возможность манипулирования. Формирование эмоциональной зависимости.

«Принудительное» прослушивание (просматривание), невозможность воспринимать несколько параллельно транслируемых программ.

Использование соответствующего приемника.

Эмоциональная зависимость, проблема демассовизации.

Спам. Вирусы.

Слабая компьютерная грамотность населения, большая часть информации на английском языке.

Результирующие особенности

Возможность восприятия аналитической, сложной информации

Большие возможности для детского вещания; новостных максимально оперативных программ, музыкального вещания

Большие возможности для трансляции информационных, аналитических и художественных программ. Способствует массовому, семейному просмотру.

Самое популярное СМИ

Объединяет почти все возможности традиционных СМИ, однако надо учитывать особенности восприятия информации через монитор. Интерактивность — универсальное свойство.