Юридическая сторона свободы сми
В том, как в законодательстве формируется право на свободу деятельности СМИ, наглядно проявляется действительный уровень достигнутой в обществе свободы печати, радио, телевидения.
Современные международные документы органично соединяют свободу и ответственность. Европейская конвенция по правам человека (ст. 10) провозглашает:
«1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и передавать информацию или идеи без вмешательства официальных властей и независимо от границ.
2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».
В Российской Федерации разработкой и экспертизой подготавливаемых законодательных актов занимаются парламентские комитеты и комиссии, а также государственные органы. Для развития положений конституционных норм принят ряд законов, прямо или косвенно регулирующих деятельность СМИ. Это, прежде всего, законы о средствах массовой информации, об информации, информатизации и защите информации, об авторском праве и смежных правах, о государственной тайне, о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ, о рекламе, об участии в международном информационном обмене, разрабатываются другие акты (закон о телевидении и радиовещании, закон об издательской деятельности, о праве на информацию и др., в том числе законодательство о СМИ республик в составе РФ); деятельности СМИ касаются также соответствующие разделы Гражданского и Уголовного кодексов.
По Конституции РФ (ст. 29) «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом». При этом «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
В соответствии с «Законом о СМИ» гарантируется свободный:
— поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
— учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Существуют юридические ограничения, касающиеся деятельности СМИ: ограничения, связанные с учреждением СМИ, и ограничения, связанные с злоупотреблением свободы СМИ.
Ограничения, связанные с учреждением СМИ. Согласно закону «О средствах массовой информации», правом быть учредителем (соучредителем) СМИ обладает:
— гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста;
— объединение граждан;
— предприятие, учреждение, организация;
— государственный орган.
В роли учредителя не может выступать:
— человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору;
— душевнобольной, признанный судом недееспособным;
— объединение граждан, учреждение и организация, деятельность которых запрещена по закону;
— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории Российской Федерации.
В связи с проблемой свободы журналистской деятельности следует выделить запреты действий, трактуемые как злоупотребление свободой СМИ:
— охрана интересов государства;
— охрана прав и законных интересов личности;
— юридические нормы, зафиксированные в конституциях и других законодательных актах, ограничивающий свободы (права и обязанности) журналистов.
При этом не допускаются такие действия журналистов и СМИ, которые подпадают под определение «злоупотребление свободой» массовой информации: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны».
С другой стороны, Законом о СМИ устанавливается ответственность и за ущемление свободы деятельности журналистики, которое проявляется: в осуществлении цензуры; во вмешательстве в деятельность редакции; в незаконном прекращении деятельности СМИ; в нарушении права редакций на запрос и получение информации; в незаконном изъятии или уничтожении тиража; в принуждении журналиста в профессиональной сфере; в установлении ограничений законных контактов журналистов с целью получения информации, а также в нарушении других прав журналиста.
- Массово-информационные потоки. Массово-информационная природа сми
- Информационная насыщенность журналистского текста
- Система принципов журналистики
- Сущностные особенности средств массовой информации различных типов
- Тема 6: Типология средств массовой информации.
- Трансформация системы средств массовой информации в постсоветский период
- Изменение типологии, появление новых типов сми
- Проблема принципиальности и политической культуры журналиста
- Общественное мнение и журналистика: особенности взаимодействия
- Журналистика в системе социальных институтов
- Результативность журналистской деятельности: действенность и эффективность
- Свобода печати и свобода слова: общее и особенное
- Социально-творческие факторы свободы сми
- Экономические факторы свободы сми
- Юридическая сторона свободы сми
- Виды цензуры и ее функции
- Функции цензуры
- Этапы развития цензуры
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Этапы разработки концепции издания