logo
основы журналистики

Юридическая сторона свободы сми

В том, как в законодательстве формируется право на свободу деятельности СМИ, наглядно проявляется действительный уровень достигну­той в обществе свободы печати, радио, телевидения.

Современные международные документы органично соединя­ют свободу и ответственность. Европейская конвенция по правам человека (ст. 10) провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свобо­ду выражения своего мнения. Это право включает свободу придер­живаться своего мнения и свободу получать и передавать информа­цию или идеи без вмешательства официальных властей и независи­мо от границ.

2. Осуществление этих свобод, поскольку это связано с обя­занностями и ответственностью, может быть предметом таких фор­мальностей, условий, ограничений или штрафных санкций, какие предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целост­ности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других людей, предотвращения раз­глашения информации, полученной конфиденциально, или обес­печения авторитета и беспристрастности правосудия».

В Российской Федерации разработкой и экспертизой подготав­ливаемых законодательных актов занимаются парламентские ко­митеты и комиссии, а также государственные органы. Для разви­тия положений конституционных норм принят ряд законов, пря­мо или косвенно регулирующих деятельность СМИ. Это, прежде всего, законы о средствах массовой информации, об информации, информатизации и защите информации, об авторском праве и смежных правах, о государственной тайне, о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ, о рекламе, об участии в международном информационном обмене, разрабатываются другие акты (закон о телевидении и ра­диовещании, закон об издательской деятельности, о праве на ин­формацию и др., в том числе законодательство о СМИ республик в составе РФ); деятельности СМИ касаются также соответствую­щие разделы Гражданского и Уголовного кодексов.

По Конституции РФ (ст. 29) «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять ин­формацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным зако­ном». При этом «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

В соответствии с «Законом о СМИ» гарантируется свободный:

— поиск, получение, производство и распространение массо­вой информации;

— учреждение средств массовой информации, владение, пользо­вание и распоряжение ими;

— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация тех­нических устройств и оборудования, сырья и матер­­иалов, пред­назначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за ис­ключением предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации о средствах массовой информации.

Существуют юридические ограничения, касающиеся деятельности СМИ: ограничения, связанные с учреждением СМИ, и ограничения, связанные с злоупотреблением свободы СМИ.

Ограничения, связанные с учреждением СМИ. Согласно закону «О средствах массовой информации», правом быть учредителем (соучредителем) СМИ обладает:

— гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста;

— объединение граждан;

— предприятие, учреждение, организация;

— государственный орган.

В роли учредителя не может выступать:

— человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору;

— душевнобольной, признанный судом недееспособным;

— объединение граждан, учреждение и организация, деятельность которых запрещена по закону;

— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории Российской Федерации.

В связи с проблемой свободы журналист­ской деятельности следует выделить запреты действий, трактуе­мые как злоупотребление свободой СМИ:

— охрана интересов государства;

— охрана прав и законных интересов личности;

— юридические нормы, зафиксированные в кон­ституциях и других законодательных актах, ограничивающий свободы (права и обязанности) журналистов.

При этом не допускаются такие действия журналистов и СМИ, которые под­падают под определение «злоупотребление свободой» массовой ин­формации: «Не допускается использование средств массовой ин­формации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропа­ганды войны».

С другой стороны, Законом о СМИ устанавливается ответствен­ность и за ущемление свободы деятельности журналистики, которое проявляется: в осуществлении цензуры; во вмешательстве в дея­тельность редакции; в незаконном прекращении деятельности СМИ; в нарушении права редакций на запрос и получение ин­формации; в незаконном изъятии или уничтожении тиража; в при­нуждении журналиста в профессиональной сфере; в установлении ограничений законных контактов журналистов с целью получения информации, а также в нарушении других прав журналиста.