logo search
Metodichka_po_gosu

Раздел 3. Программа государственного экзамена Часть 1. Общие проблемы теории и практики журналистики

Общие вопросы и тенденции развития журналистики в современном мире. Процессы глобализации, глокализации, концентрации, монополизации и их влияние на журналистику. Мировые медиасистемы: особенности организации и формы деятельности. Информационное общество и журналистика. Глобальные проблемы и журналистика. Конвергенция в СМИ: формы, особенности, своеобразие. Сущность процессов массовой коммуникации и массовой информации, их специфика. Свойства массовой информации как основного понятия теории и практики современной журналистики. Формы воздействия на массовое сознание в СМИ.

Журналистика и демократия. Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве и как сфера публичной политики. Особенности выполнения журналистами своих обязанностей в условиях становления институтов демократии. Доступ к информации как основная проблема демократизации общественных отношений. Проблемы информационной безопасности: правовой и этический аспекты. Государственная информационная политика и способы ее осуществления. Журналистика как социальный институт, ее специфика и полномочия. Понятие «четвертая власть». Социальная позиция журналиста, формы ее проявления. Функции журналистики, модель функций как система, характерные особенности функционирования журналистики в современном мире и современном российском обществе. Эффективность и действенность журналистики. Факторы эффективности.

Организация деятельности средств массовой информации в современном обществе. СМИ как система, ее структурные особенности, типологические характеристики, типоформирующие факторы. Типы и виды СМИ. Традиционные и инновационные СМИ в структуре современной медиасистемы России. Экономический, политико-правовой и социальный факторы формирования современной системы СМИ. Печать, телевидение и радиовещание в условиях глобализации общественных отношений и информационного обмена. Сетевая журналистика, ее виды, формы и тенденции развития. Информационные агентства и службы в системе СМИ современной России.

Экономические основы деятельности СМИ. Информационный рынок и его особенности. Аспекты информационного рынка. Сегментирование, позиционирование на рынке СМИ. Разработка концепции издания, программирование и планирование в системе редакционной деятельности. Особенности редакционно-издательского маркетинга, его формы, виды, своеобразие. Основы редакционного менеджмента, сущностные характеристики, виды, факторы организации деятельности редакции. Психологические аспекты управления творческим коллективом редакции. Реклама и паблик рилейшнз в системе редакции современного СМИ.

Технология производства СМИ. История развития полиграфических процессов. Виды печати. Основные полиграфические процессы. Современная полиграфическая база. Структура и функционирование современной редакции. Этапы производства периодических изданий. Подготовка текстовых материалов. Устройства ввода и передачи информации. Редактура и корректура. Подготовка к печати изобразительного материала. Различные виды сканирующих устройств. Графические редакторы. Цифровые фотоаппараты. Воспроизведение изобразительных оригиналов. Верстка. Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий. Устройства для верстки и обработки изобразительных материалов. Издательские системы. Устройства для вывода оригинал-макетов и фотоформ.Техника и технология радиовещания. Организационные принципы радиовещания. Особенности построения вещательной сети. Радиовещательные диапазоны. Радиопередающие и радиоприемные устройства. Подготовка радиопередачи. Радиоволны, звук и его и его трансформация в радиовещании. Радиодом и его оборудование. Запись и воспроизведение звука в радиовещании. Аналоговая магнитная запись. Цифровая звукозапись. Техника и технология телевидения Техника и технология интернет-СМИ. Основные принципы организации передачи информации в компьютерной сети Интернет. Интернет как информационная компьютерная сеть. Коммерческое использование Интернета. Адресация в Интернете. Интернет-сервисы. Архитектура клиент/сервер. История технологии WORLD WIDE WEB. Иерархическая и гипертекстовая система доступа к информации. Концепция «сетевого гипертекста». Программное обеспечение для WEB. Электронные СМИ в WORLD WIDE WEB. Общественные организации, контролирующие развитие Интернет. Технические основы телевидения. Принципы построения приемно-передающей телевизионной системы Телевизионные стандарты. Магнитная видеозапись. Цифровое телевидение. Телевизионные центры и их оборудование. Внестудийное телевизионное оборудование, передвижная и репортажная телевизионная техника. Организация телевизионного вещания. Роль журналиста в телевизионном производстве. Спутниковое телевизионное вещание. Перспективы развития ТВ. Производственно-технологическая подготовка телевизионных программ.

Журналистика как творческая деятельность. Особенности творческого процесса в журналистике. Публицистика как творчество. Журналист как субъект творческой деятельности в журналистике: творческая индивидуальность в журналистике, структура и особенности проявления. Психологические особенности творчества журналиста. Основы профессионального общения в журналистике. Способ творческой деятельности журналиста. Особенности системы методов журналистского творчества. Источники и их своеобразие в журналистике. Доступность и достоверность, надежность и компетентность как основные качественные характеристики источника. Система текстов в журналистике. Текст как результат творческого процесса журналиста. Специфика подготовки, элементов содержания и моделей журналистских материалов. Технологии создания современного журналистского текста: видовые и типологические характеристики. Жанр в журналистике: специфика, общее и частное. Новостная журналистика, анализ формы и метода. Аналитическая и расследовательская журналистика: формы подачи материала, жанровые разновидности.

Правовые основы журналистики. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции. Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации. Права и обязанности журналиста. Нормы авторского права в сфере журналистики. Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний. Судебная и общественная защита свободы СМИ. Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

Этические основы журналистики. Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ. Мораль как часть социо-культурной реальности. «Этика правила» и «этика последствий». Система моральной регуляции: нормы, ценности, принципы. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Профессиональная этика как выражение организационной культуры и самоидентификации корпоративного сообщества. «Механизмы» воздействия профессиональной общности на поведение отдельного журналиста: опыт мирового сообщества. Комиссии по жалобам на прессу. Кодексы профессиональной этики. Недопустимость диффамации в СМИ. Честь и достоинство как предмет профессиональной этики журналиста. Уважение героев публикаций. Работа над языком. Досудебное решение спорных ситуаций. Защита прав и интересов детей и подростков в СМИ, родственников жертв несчастных случаев и катастроф. Презумпция невиновности. Методы сбора информации. Допустимость покупки информации, работа со слухами. Журналист в экстремальной ситуации и в режиме журналистского расследования. Отношения журналиста с коллегами. Авторское право как предмет профессиональной этики.

Практическая стилистика и литературное редактирование. Стилистическая система русского литературного языка. Лингвистическое многообразие понятия функциональных стилей. Научный, официально-деловой, литературно-художественный и публицистический стили. Разговорный стиль. Стилистические ресурсы языка. Взаимодействие стилей. Стилистика текста. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Основные качества речи. Точность словоупотребления. Проблема выбора слова. Активный и пассивный состав языка, лексика ограниченного употребления, фразеология, и ее стилистическое использование. Функционирование морфологических форм речи. Стилистические ресурсы словообразования. Текст как объект литературного редактирования. Основные характеристики текста. Работа редактора над авторским текстом. Психологические и логические основы редактирования текста. Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. Методика редактирования авторского текста.

Социология журналистики. Потребности общества и журналистики в социологическом изучении СМИ. Специальная социологическая теория массовой коммуникации и эмпирические исследования в этой сфере. Структура социологии журналистики: «академические» и «коммерческие», фундаментальные и прикладные исследования. Медиаметрия как часть бизнеса. Функции социальных коммуникаций в обществе. Историческая обусловленность содержания функций. СМИ как социальный институт. СМИ между властью, обществом и бизнесом. Аудитория как массовая общность. Понятия реальной, потенциальной, целевой аудитории. Социальные потребности как основа информационных потребностей и интересов. Исследования и оценка социальных эффектов. Учет в социологическом анализе типа и специфики канала: пространственная и временная организация производства и распространения информации. Журналисты и редакции как объекты социологических исследований. Содержание материалов СМИ как объект социологического анализа. Критерии оценки социальных качеств контента СМИ. Направления эмпирических исследований: журналисты (коммуникатор), содержание (контент), канал, аудитория, социальные эффекты. Количественные и качественные методы исследования. Основные этапы программирования и проведения эмпирического исследования. Виды анкетирования. Контент-анализ, требования к проведению. Социология в журналистской работе. Применение социологических подходов, знаний, методов в проектировании новых каналов, в программировании функций и содержания действующих каналов. Получение и использование социологической информации.