logo
Metodichka_po_gosu

Приложение 1. Примерные Контрольные вопросы для подготовки к государственному экзамену общая часть

1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. СМИ и информационное общество.

2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.

3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».

4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.

5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы СМИ в современных условиях.

6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.

7.СМИ как сфера публичной политики в демократическом обществе.

8.СМИ и проблемы информационной безопасности.

9.Социальная позиция журналиста.

10.Структура системы СМИ: общая характеристика. Типология СМИ. Типоформирующие факторы.

11.Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

12.Телевидение в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

13.Радиовещание в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

14.Сетевые СМИ: функции, структура и тенденции развития.

15.Информационные агентства и службы в системе СМИ.

16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы СМИ.

18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.

19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.

20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей СМИ.

21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.

22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.

23.Службы паблик рилейшнз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации.

24.Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития.

25.Электронные технологии в журналистике.

26. Экономические основы функционирования СМИ. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.

27.Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.

28.Условия и факторы развития рекламы в СМИ. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.

29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.

30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.

31.Система методов журналистского творчества.

32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.

33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.

34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.

35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.

36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.

37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.

38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.

39.Психологические аспекты журналистской деятельности.

40.Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.

41.Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции.

42.Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.

43.Права и обязанности журналиста.

44.Нормы авторского права в сфере журналистики.

45.Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний.

46.Судебная и общественная защита свободы СМИ.

47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.

49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ.

50. Кодексы профессиональной этики журналиста.

51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.

52.Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.

53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.

54.Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ,

55.Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.

56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.

57.Социология в авторской журналистской работе.

58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.

59.Стилистическая система русского литературного языка. Стилистика текста.

60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.

61.Функционирование морфологических форм речи.

62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.

63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.

64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.

65.Методика редактирования авторского текста.

66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине ХУШ века.

67.Журналистика первой четверти Х1Х века.

68.Журналистская деятельность А.С. Пушкина.

69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг. 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы Х1Х века). Эпоха реформ и печать.

71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х века.

72.Журналистика 70-ых гг. Х1Х века. Народничество и печать.

73.Развитие газетного дела во второй половине Х1Х века в России. 74.Либеральная пресса России второй половины Х1Х века.

75.Печать периода Первой русской революции: особенности.

76. Журналистика 1917 года.

77. журналистика первого советского десятилетия.

78. 91Журналистика во второй половине 20-30-х гг. ХХ в. в условиях становления сталинского тоталитарного режима.

79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

80.Средства массовой информации СССР как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. ХХ в. Особенности организации и функционирования.

81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.

82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.

83. Значение изобретения печатного станка И.Гуттенбергом для развития прессы.

84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.

85.Английские публицисты XVIII века Д. Дефо и Дж.Свифт.

86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.

87.Публицистика Великой Французской революции.

88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.

89.Первая поправка к Конституции США и американская концепция свободы печати.

90.Современные зарубежные теории СМИ.

91.СМИ США: основные вехи развития и особенности.

92. СМИ Великобритании: основные вехи развития и особенности.

93. СМИ Франции: основные вехи развития и особенности.

94. СМИ Германии: основные вехи развития и особенности.

95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.

96. Мировые СМИ в годы «холодной войны».

97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.