logo search
Печатные СМИ

9. Классификация шрифтов. Художественно-изобразительные критерии предъявляемые к шрифтам.

Историческая классификация шрифтов

В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:

Антикву

Египетские

Гротеск

Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов – брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

Классификация типографских шрифтов

Все типографские шрифты условно можно разделить на:

Текстовые

Титульные

Акцидентные

Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.

Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые — как текстовые, вторые — как титульные.

Акцидентные шрифты — шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

Классификация шрифтов по ГОСТу

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные – переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими “нарушителями” стандарта оказались за пределами классификации.

Гарнитуры – это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:

Группа рублёных шрифтов

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

Букварная группа шрифтов

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

Группа медиевальных шрифтов

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

Группа обыкновенных шрифтов

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

Группа брусковых шрифтов

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

Группа новых малоконтрастных шрифтов

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

Группа дополнительных шрифтов

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация компьютерных шрифтов

Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ю. Ярмола в книге о компьютерных шрифтах приводит следующую их классификацию, принятую в системе Microsoft Windows:

Roman – эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони);

Swiss – группа рубленных шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и др.);

Modern – группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);

Script – группа рукописных шрифтов;

Decorative – группа декоративных шрифтов;

Don’t Know – шрифты, о которых нет информации.

Однако, данная классификация носит довольно общий характер. Более полно и конкретно описание шрифтов по системе IBM Classification. Оно и более приближенно к знакомой нам исторической классификации:

Первую группу здесь составляют шрифты Oldstyle Serifs, основанные на латинской традиции XV – XVII веков. Они соотносятся с гуманистической антиквой, подклассам (гарнитурам) этой группы присущи малая контрастность и плавный переход штрихов к засечкам.

Группа Transitional Serifs унаследовали признаки переходной антиквы, а Modern Serifs – новой антиквы. Clarendon объединяет признаки первых двух групп. Далее следуют: однотипные с брусковыми, шрифты группы Slab Serifs, шрифты с засечками неопределенной формы Freedom Serifs, беззасечковые San Serifs, декоративные Ornamentals, рукописные Scripts и неподдающиеся определению No Classification. Каждая группа представлена подклассами – гарнитурами.

Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания. По этой классификации шрифты бывают растровыми, штриховыми (векторными), контурными и алгоритмическими.

Специальные шрифты

Кроме указанных выше шрифтов, имеются и другие, специальные, используемые для различных целей:

Шрифты, буквы которых выполнены с просветом между контурными линиями (в некоторых шрифтах просветы делаются только в основных штрихах букв).

Шрифты, буквы которых так или иначе связаны друг с другом: соединены штрихами, заходят одна на другую или объединяются общим контуром.

Шрифты, благодаря своему рисунку производящие впечатление объемных.

Шрифты, буквы которых украшены (расцвечены, иллюминированы) различными графическими средствами: штриховкой, заливкой, дополнительными штрихами, оттенениямй, декоративными элементами и т.д.

Классификация шрифтов по назначению

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

В настоящее время пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты.

Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соответствующих шрифтовых файлов.

Критерии художественных и эстетических свойств.

В.А.Фаворский основное внимание уделяет пространственному строю шрифта и его цвету (под «пространственным строем» здесь подразумевается различное пространственное отношение буквы к фону, под «цветом» — относительная насыщенность букв цветом), П.М.Кузанян — вопросам пропорциональности, а И.Ф.Рерберг — ритму как общему художественному средству.

Ритм шрифта согласно Рербергу зависит, в частности, от пропорциональности (геометрической или оптической) отдельных элементов букв. К числу таких ритмических элементов относятся: характер контура букв, отношение ширины букв к их высоте, размеры толщины штрихов, отношение толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов, характер засечек и других концевых элементов, размеры внутрибуквенных просветов, апрошей и т.д. Ритм в шрифте проявляется не только в построении букв, но и в построении слов, а также отдельных строк и страниц.

Если проследить ритмическую организацию шрифтов на исторических примерах, то мы увидим, что ритм в шрифте создавался по-разному. Например, приводя построение всех элементов букв готического шрифта текстуры к вертикали, А.Дюрер писал: «Я возьму себе в качестве первой буквы букву I по той причине, что из нее могут быть сделаны почти все буквы, но только нужно прибавлять к ней или отнимать у нее какой-нибудь штрих».

Таким образом, построение готического шрифта характеризовалось приведением почти всех букв к вертикалям (рис. 1). Художественный облик этого шрифта соответствовал его назначению — он использовался в основном для печати церковных книг. Ритм в построении шрифта путем приведения всех букв к вертикали характерен в определенной мере и для русской вязи, особенно XVII века (рис. 2), а также для других видов старославянского шрифта (устава и полуустава), в которых, как правило, отсутствовали округлые элементы.

Развитие науки и светской литературы в эпоху Возрождения изменило требования к построению шрифтов. Новый сложный ритм построения шрифтов типа антиквы был обоснован в схемах Леонардо да Винчи, а также в схемах и правилах Л.Пачоли и А.Дюрера.

Новый ритм построения шрифта эпохи Ренесанса определялся тем, что каждая буква, сохраняя общие черты всего алфавита, приобретает выраженные индивидуальные формы. Благодаря этому шрифт становится более легким для восприятия. Буквы строились в квадратах не только на основе вертикали, но и на основе круга (приближение к кругу круглых букв, к полукружию — различных округлых элементов). При этом отношение ширины букв к высоте определялось как 7:10 (римский архитектурный шрифт, римский шрифт Дюрера) или 7:9 (шрифт Пачоли); отношение тонкого штриха к толстому определялось как 1:3 и 1:2. Средние линии шрифта строились в оптической середине букв (чуть выше или ниже геометрической середины в зависимости от контура буквы). Эти же пропорции сохранились в основном в прототипах современных шрифтов, в частности в шрифтах типа гарамона, кезлона, баскервилля, фурнье и др.

В связи с развитием светской литературы и искусства при Петре I указанные тенденции построения шрифта проявляются в начале XVIII века и в России, что нагляднее всего демонстрирует характер русского гражданского шрифта. Однако из-за специфики графики русского алфавита, в котором преобладает вертикаль, а также менее, чем в латинском алфавите, выражены округлые элементы, ритм построения русского гражданского шрифта существенно отличается от ритма построения латинского шрифта типа антиквы.

Важным художественным критерием шрифта является его пространственный строй. Впервые этот критерий применительно к шрифту был сформулирован художником В.А.Фаворским. В живописи и графике для передачи объемности предмета часто прибегают к светотени и градации полутонов от самого светлого к самому темному. В шрифте светотень непосредственно почти не применяется; но если принять переход от тонкого штриха к широкому как переход от светлого тона к более темному, то можно условно выделить различные типы рисунков шрифтов с точки зрения их пространственного строя и цветности.

Впервые объем появился в римском капитальном шрифте, который встречался в начале новой эры в эпиграфических надписях римской архитектуры. Это шрифт стал развитием рисунка шрифта гротескового характера, который применялся греками еще в IV-V веках до н.э. В римском шрифте, в отличие от греческого, использовались плавные утолщения и засечки (серифы), придавая шрифту объемность. Кроме того, засечки намечают базовые линии шрифта, выделяя буквы из окружающего фона. Греческий шрифт по сравнению с римским кажется более плоским. Объемные шрифты типа римского капитального, применявшиеся с эпохи Возрождения до XVIII века, используются и по сей день. К ним относятся, например, литературная (бывшая латинская) гарнитура, а также такие шрифты, как гарамон, кезлон и др. (рис. 4а).

В эпоху буржуазных революций, когда в Европе и прежде всего во Франции, господствовал классицизм, получает распространение новый тип шрифта. Он отражает особенности техники гравюры на металле: плавный контраст шрифта, характерного для эпохи Возрождения, заменяется резким контрастом в штрихах. Засечка в этом шрифте представляет собой тонкую черточку, разграничивающую букву и фон.

По цветовому признаку рассмотренный рисунок шрифта в большей мере соответствует изображению, выполненному «нюансированием» цвета. Этот шрифт, так же как и римский, условно может быть определен как объемный, но в отличие от римского он более цветной (рис. 4б).

Объемно-цветной тип рисунка шрифта получил широкое распространение в России и в большинстве стран Западной Европы в первой половине XIX века (в России — обыкновенные шрифты типа ревильона, в Западной Европе — шрифты типа дидо и бодони); он также широко применяется в современной типографике.

Иное цветовое решение наблюдается в гротесковых шрифтах, в которых почти отсутствует контраст в ширине штрихов. Цветность в этих лишенных засечек шрифтах выражается главным образом разницей в толщине штрихов. В наибольшей степени цвет выявляется в жирном начертании этих шрифтов, так что буквы шрифта могут быть восприняты как силуэтное изображение (рис. 4в), тогда как в светлом начертании рисунок шрифта ближе к скелетному изображению (рис. 4г).

Таким образом, в плане, цветового решения существуют четыре основных типа шрифтов: объемный, объемно-цветной, силуэтный, скелетный. Естественно, на практике могут встречаться и промежуточные типы.

Степень и характер цветности рисунка шрифта имеют важное значение для оформления, книги особенно для правильного сочетания шрифта с иллюстрациями и орнаментом (рис. 5). Например, различные элементы оформления книги, разрешенные плавной светотенью, будут в большей мере соответствовать рисунку объемного шрифта (например, литературной гарнитуре); элементы книжного оформления, выполненные нюансированием цвета, — объемно-цветному шрифту (например, елизаветинской гарнитуре); рисунок силуэтного типа — силуэтному шрифту и т.п. Это соответствие между рисунком шрифта и иллюстрацией не исключает сочетания их по принципу контраста, например однотонного контурного рисунка с объемно-цветным шрифтом.

К художественным особенностям шрифта относится также симметрия в построении букв. При симметричном построении букв шрифт является более статичным, при асимметричном, наоборот, — более динамичным. Примеры симметричного и асимметричного построения букв мы находим уже в схемах Дюрера. Разнообразия в построении букв Дюрер достигал главным образом за счет изменения «нажимов» в утолщениях круглых частей букв. На рис. 6 даны три варианта построения букв. Первый из них является более симметричным и статичным, третий — наиболее асимметричным и динамичным, второй вариант занимает промежуточное положение между первым и третьим.

Графические элементы, лежащие в основе построения того или иного рисунка шрифта, могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на удобочитаемость шрифта. Зависимость удобочитаемости шрифта от наличия таких графических элементов, как плавные утолщения в буквах и засечки в русском гражданском шрифте или в шрифтах типа антиквы, доказана экспериментально. Наплывы и засечки в шрифтах типа антиквы лучше выделяют буквы из фона, тем самым способствуя их выразительности.

Кроме элементов, улучшающих читаемость шрифта, его рисунок может включать декоративные элементы, которые подразделяются на две группы. В первую группу включают элементы, украшающие шрифт, например завитки в буквах А, М, N в римском шрифте Дюрера (рис. 7). К другой группе относятся элементы, превращающие шрифт в орнамент. Такие элементы часто встречаются в старых шрифтах, например в декоративной вязи старославянских книг и в готических шрифтах типа текстуры. Особенно много орнаментальных элементов в модернистских шрифтах конца XIX и начала XX века.

В современных рисунках шрифтов орнаментальные элементы в наибольшей степени используются в курсивных шрифтах. Орнаментальные элементы значительно ухудшают удобочитаемость шрифта, однако они широко используются в дизайне книги, например в инициальных буквах, а также в стилизованных декоративных шрифтах (рис. 8).

Определение художественных особенностей шрифта имеет для дизайнера не только теоретическое, но и практическое значение. Художественные достоинства шрифта, как правило, тесно связаны с его удобочитаемостью, а простота, четкость, ясность, соразмерность, понятность учитываются при этом в первую очередь.