logo search
ИОЖ ответы к экзамену

П.Я. Чаадаев. Оценки личности. Сотрудничество в «Телескопе». «Философическое письмо», его общественно - политическая и историческая концепции.

В конце 1829 г. Чаадаев начал работать над трактатом «Философические письма» (на французском языке). Эта работа, состоящая из восьми писем, была закончена в 1831г. Письма адресуются к некой даме (Пановой), которая, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. В «Письме первом» Чаадаев советует этой даме тщательно соблюдать все обряды, предписываемые церковью. «Это упражнение в покорности,— пишет он,—...укрепляет дух». В 1836 г. журналом «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо» (от 1 декабря 1829 г.). Письмо первое - напечатано без подписи, да она и не была нужна - все знали, что его автором был Петр Яковлевич Чаадаев. Под статьей значилось:"Некрополис. 1829, декабря 17". По-гречески, некрополис - город мертвых. В "Телескопе" должно было появиться еще одно, третье "философическое письмо" Чаадаева. Оно было набрано и одобрено к печати цензором А. Болдыревым 5 октября. Но следующий номер журнала не успел выйти. Цензор, разрешивший напечатать это письмо, был смещен со своего поста, журнал запрещен, а его редактор профессор Надеждин выслан в Усть-Сысольск, а затем в Вологду, откуда вернулся только в 1838 г. Самого Чаадаева император Николай I объявил сумасшедшим. В течение года Чаадаев был пленником в своем доме под присмотром врачей и полиции. Цензоры получили указание не пропускать в печать какие-либо критические отклики на письмо Чаадаева. Это письмо было напечатано вторично только в 1906 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» и в «Собрании сочинений и писем Чаадаева» под редакцией Гершензона. Второе, третье, четвертое, пятое и восьмое письма опубликованы в 1935 г. в журнале «Литературное наследство». Шестое и седьмое письма не опубликованы в печати, очевидно, по той причине, что в них Чаадаев говорит о благотворном влиянии церкви. "Письмо Чаадаева прозвучало подобно призывной трубе; сигнал был дан, и со всех сторон послышались новые голоса; на арену вышли молодые бойцы, свидетельствуя о безмолвной работе, производившейся в течение этих десяти лет". Так писал Герцен в своей знаменитой статье "О развитии революционных идей в России" (1850),навсегда определив значение письма Чаадаева в истории русской общественной мысли. В "Философических письмах" Чаадаев безжалостно "расправляется" с античной культурой, порицает реформацию на Западе и православие в России. Он мечтает о "революции духа", мечтает стать пророком, которому предназначено свыше спасти "сбившуюся с пути Россию", и пытается обратить в свою веру Пушкина. В такой атмосфере Чаадаевым была написана статья «Апология сумасшедшего» (1836–1837),задуманная как своеобразное оправдание перед правительством и обществом, как разъяснение особенностей своего патриотизма. В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: "Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина". Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.