logo search
stogov_ilya_tabloid

Макароны по‑буддийски

Самой же популярной дальневосточной религией в Петербурге является буддизм. В городе зарегистрировано больше буддийских общин, чем в Москве и традиционно буддистской республике Тыва, вместе взятых.

Храм петербургских буддистов, самый северный действующий буддийский храм планеты, называется замысловато: «Дацан Гунзэчойнэй» — «Место распространения святого Учения Будды, Сострадательного ко всем».

Дацан посвящен божеству Калачакре, которое ответственно за сохранение тайной мудрости и обитает в райской северной стране Шамбале.

До революции тибетцы подозревали, что Шамбала располагается где‑то на территории Российской Империи. Когда в 1913‑м было получено разрешение на строительство храма, верующие дружно сбросились на это мероприятие.

Православные ходили пикетировать стройплощадку капища идольского. Доходило до погромов. А по Тибету ползли слухи, что наследник престола цесаревич Алексей есть на самом деле воплощение одного из будд, что Далай‑лама узнал в нем будущего Просветителя Севера и что при попытке крестить наследника тот бьется в истерике и не дается.

Сегодня при храме живет дюжина юных монахов. По национальности в основном бурятов. Хотя есть парни и из Тибета.

Встают монахи в семь утра, ложатся спать за полночь. День начинается с храмовой службы, которая длится до двух с половиной часов. Потом каждый занимается самоусовершенствованием по им же самим разработанной программе.

Кто‑то медитирует. Кто‑то — переводит старинные трактаты. Кто‑то просто учит английский язык.

Едят буддисты трижды в день. Никаких изысков: на стол подают то, что купили в ближайшем гастрономе. Жарят котлеты. Варят макароны. Пьют чай. Алкоголь не употребляют принципиально.

Впрочем, если лично вы алкоголь любите, то во дворе дацана имеется особое буддийское кафе. Сделайте заказ по телефону, и вас угостят не только пивом, но и «бозами по‑монастырски» — теми же пельменями, но большими, слепленными вручную, и очень вкусными.

Руководит монахами Буда Бадмаев, замнастоятеля дацана и председатель Религиозного объединения буддистов Санкт‑Петербурга.

Кабинет Буды Бальжиевича ничем не выдавал экзотический род занятий хозяина. Компьютер, факс, стопкой сложены бумаги. Вот только на стене висит громадное изображение рогатого и трехглазого уродца, декорированного человеческими черепами.

На стуле Буда Бальжиевич предпочитал сидеть, по‑турецки сложив ноги. Зябко кутался в бордовый плащ, надетый на голое тело.

В Петербурге он живет уже пятнадцать лет. За это время успел получить два образования: педагогическое и экономическое. Уверяет, что оба пригодились.

— К христианским священникам принято обращаться «отец мой». А к вам?

— Зовите меня лама. Просто лама. А вообще‑то мое монашеское имя Джампа Доньёд. По‑тибетски это значит «Основа всего — доброта».

— Расскажете о том, как люди становятся буддийскими монахами?

— Рассказывать о себе нам запрещено обетами. Но раз вы настаиваете…

Лично я, решив стать монахом, уехал учиться в Улан‑Удэ. Там принял первые 36 обетов из 256 и поступил в Буддийский университет.

— Что же за предметы изучают в ВУЗе с таким названием?

— Тибетский язык. Астрологию. Искусство ведения религиозных диспутов. Ритуалы.

Ритуалов у нас много. Например, молодые люди решили вступить в брак. Перед этим им обязательно нужно прийти в дацан. Мы проведем гадание, рассчитаем гороскоп, учитывающий кармические факторы. Предупредим, когда и чего стоит опасаться.

Или другой случай. Сейчас многие европейцы начинают без помощи опытного ламы заниматься буддийскими медитациями. Разумеется, очень быстро они попадают под власть злых демонов. Для таких людей мы проводим ритуал изгнания духов. Учим, как не попадать под их власть в дальнейшем.

Очень важны ритуалы, проводимые в момент умирания. С помощью «Бардо Тхёдол» — «Книги Мертвых», и еще с помощью надавливания на определенные точки на теле, опытный лама может перенести сознание умирающего в гораздо лучшие миры, чем тот заслужил.

— Что значит «опытный лама»?

— Не люблю об этом говорить. Но раз вы настаиваете…

У нас в Бурятии, в Монголии… о Тибете и не говорю… есть ламы, которым больше ста лет. Они умеют летать. Взглядом гасят свечи.

— Вы в это верите?

— Я это видел.

— То есть, если я найду такого ламу, то могу делать, что угодно и что угоднее, а он все равно после смерти отправит меня в рай?

— Зачем ждать смерти? Есть ритуалы, позволяющие оказаться в раю уже при жизни.

— Но ведь, насколько я знаю, буддисты не верят в рай?

— Это я просто так выразился. Вы говорите, как христианский священник. Ко мне иногда ходит в гости священник. Он задался целью меня переубедить. Рассказывает о Страшном Суде. А я ему — о том, что не будет никакого суда.

— И кто победил?

— Никто не победил. Мы просто разговариваем.

— Нынешний Далай‑лама XIV все свободное время посвящает ремонтированию наручных часов. А у вас есть хобби? Футбол? Банька? Политические телепередачи?

— Вообще‑то у нас в монастыре есть телевизор. Некоторые монахи ходят постоянно с плейером. Но лично у меня времени на хобби нет. Я занимаюсь собой. На это уходит все время.

Хотя, можно сказать, что мое хобби — это тибетская медицина. Я изучаю методы различных прижиганий, лечу людей.

Мы еще долго беседовали с ламой, носящим монашеское имя Джампа Доньёд. Я спрашивал его мнение по поводу альбома «Танцы тибетских лам», записанного певицей Линдой. Он объяснял мне, как влияет на карму супружеская неверность.

Только в самом конце, уже почти попрощавшись, я все‑таки задал вопрос, который давно вертелся у меня на языке.

Я спросил:

— Скажите, лама, а сами‑то вы, перед тем как уйти в нирвану, будете рождаться в нашем мире еще разик? Или это ваше перерождение — последнее?

Лама ничего мне не ответил. Он лишь взглянул на меня раскосыми глазами и усмехнулся. Его восточная улыбка не выражала ни малейшей эмоции.