Гарантии свободы массовой информации.
Гарантии – условия и средства для обеспечения свободы массовой информации.
Ст. 8, 34, 35 – экономическая составляющая. Ст. 13 – идеологическое многообразие. Ч. 3 ст. 41 – ответственность должностных лиц. Ст. 24 – распространение информации о частной жизни. Ст. 21 – достоинство. Ст. 42 – право на получение достоверной информации. Ч. 2 ст. 51. Ст. 100, 123. Ч. 5 ст. 29.
Ст. 3 закона о СМИ определит цензуру как:
-
Требование от редакции со стороны должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы (предварительная цензура).
-
Запрет на распространение материалов и их частей.
-
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов задачей которых является осуществление цензуры массовой информации.
Законы о военном и чрезвычайном положении допускают введение цензуры (военная цензура).
Международно-правовое регулирование свободы массовой информации.
-
Резолюция журналистские свободы и права человека
-
Декларация и СМИ и правах человека
Правовое регулирование свободы массовой информации.
Структура:
-
Федеральный компонент (конституция ст. 71 п. в) и и)) федеральные законы
-
Региональный компонент ст. 72 п. б) е) к) и ст. 73, договорная практика
-
Муниципальный компонент (ст. 37 закона о СМИ)
-
Корпоративный компонент (кодексы этики)
СМИ, понятие, классификация.
СМИ – это (ст. 2) периодическое печатное издание, сетевое издание, теле-радио канал, теле-радио-видео, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространяя массовой информации под постоянным названием.
Перечень форм носит открытый характер.
Признаки:
-
Периодичность – форма подачи информации имеет периодическое распространение (постоянное название, текущий номер, и период выпуска СМИ не может превышать одного года).
-
Массовость – информация предназначена для неограниченного круга лиц, основная цель СМИ - информирование и оснащение достоверной информацией людей.
-
Распространяемость – форма подачи информации предполагает активные действия по её предоставлению. Распространение – это (ст. 2) продажа, подписка, доставка, раздача, вещание, демонстрация и т д. Закон о СМИ устанавливает требования для распространения продукции СМИ (ст. 27).
Если информационный ресурс обладает вышеуказанными признаками, то это СМИ. Для интернет-ресурсов дополнительный признак – факт регистрации.
Виды СМИ.
По форме:
-
Печатные
-
Аудиовизуальные
-
Электронные
-
Иные
По содержанию:
-
Информационные
-
Публицистические
-
Культурные
-
Образовательные
-
Детские
-
И т д
По учредителю:
-
Государственные
-
Муниципальные
-
Негосударственные
По территории распространения:
-
Общенациональные
-
Региональные
-
Местные
Особенности отдельных видов СМИ.
Закон выделяет специализированные СМИ, для которых установлены специальные правила в отношении порядка регистрации и (или) порядка распространения продукции. Например, СМИ рекламного характера (ст. 14, 28, 36). Для них устанавливается: увеличение госпошлины в пять раз и закон о рекламе предъявляет специальные требования к распространению информации рекламного характера.
Также к ним относятся СМИ специализирующиеся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурного назначения. Для таких СМИ размер пошлины уменьшается в пять раз.
Ещё специализированными СМИ являются эротические СМИ (ст. 37). Для таких СМИ государственная пошлина увеличена в десять раз и установлены временные и территориальные ограничения.
Для аудиовизуальных СМИ регистрация является необходимым, но недостаточным условием для начала деятельности СМИ, так как данные СМИ для передачи информации используют радиочастотный спектр – это ограниченный ресурс, находящийся в ведении Российской Федерации. Поэтому данным СМИ необходимо пройти лицензирование. Основанием является ст. 31 закона о СМИ, а также закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование осуществляется Роскомнадзором, лицензия выдаётся на 10 лет.
Сетевое издание – это сайт в сети интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Продукция таких СМИ распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках или иных базах. Статус таких СМИ дополнительно регулируется законом об информационных технологиях.
Для интернет-СМИ наряду с иными СМИ присуще те же самые признаки, но сетевым изданиям свойственны такие оригинальные признаки как:
-
гипертекстуальность, то есть, СМИ предоставляет возможности проникнуть в глубь текста, тем самым обеспечивая связь между отдельными текстами, тем самым повышается качество информации, её полнота, достоверность и возможность пользования альтернативными источниками;
-
мультимедийность – возможность слияния всех каналов передачи информации (периодической печати, радиовещания, телевидения и т д);
-
интерактивность, то есть возможен многосторонний информационный обмен с потребителем информации в одной и той же физической среде.
Регистрация информационных ресурсов в качестве сетевых СМИ имеет свои плюсы:
-
возможен доступ к информации по запросу редакции
-
получение аккредитации при государственный органах
-
получение налоговых и экономических льгот
-
для журналистов возможность освобождения от ответственности по закону о СМИ
-
расширение правового статуса связанное с появлением новых обязанностей в качестве модератора
Минусы:
-
наделение редакции СМИ обязанностями по публикации опровержения либо ответа
-
обязанность по участию в предвыборных кампаниях
-
подчинение контрольным функциям роскомнадзора
- Свобода массовой информации.
- Основные элементы свободы массовой информации.
- Гарантии свободы массовой информации.
- Учреждение, регистрация и лицензирование сми.
- Лицензирование сми.Зззз
- Право на неприкосновенность частной жизни.
- Персональные данные.
- Особенности распространения информации о несовершеннолетних.
- Ограничения по распространению информации рекламного характера.
- Основы участия сми в избирательном процессе.
- Предвыборная агитация.
- Классификация сми.