logo
Правовые основы СМИ

Гарантии свободы массовой информации.

Гарантии – условия и средства для обеспечения свободы массовой информации.

Ст. 8, 34, 35 – экономическая составляющая. Ст. 13 – идеологическое многообразие. Ч. 3 ст. 41 – ответственность должностных лиц. Ст. 24 – распространение информации о частной жизни. Ст. 21 – достоинство. Ст. 42 – право на получение достоверной информации. Ч. 2 ст. 51. Ст. 100, 123. Ч. 5 ст. 29.

Ст. 3 закона о СМИ определит цензуру как:

  1. Требование от редакции со стороны должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы (предварительная цензура).

  2. Запрет на распространение материалов и их частей.

  3. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов задачей которых является осуществление цензуры массовой информации.

Законы о военном и чрезвычайном положении допускают введение цензуры (военная цензура).

Международно-правовое регулирование свободы массовой информации.

  1. Резолюция журналистские свободы и права человека

  2. Декларация и СМИ и правах человека

Правовое регулирование свободы массовой информации.

Структура:

  1. Федеральный компонент (конституция ст. 71 п. в) и и)) федеральные законы

  2. Региональный компонент ст. 72 п. б) е) к) и ст. 73, договорная практика

  3. Муниципальный компонент (ст. 37 закона о СМИ)

  4. Корпоративный компонент (кодексы этики)

СМИ, понятие, классификация.

СМИ – это (ст. 2) периодическое печатное издание, сетевое издание, теле-радио канал, теле-радио-видео, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространяя массовой информации под постоянным названием.

Перечень форм носит открытый характер.

Признаки:

  1. Периодичность – форма подачи информации имеет периодическое распространение (постоянное название, текущий номер, и период выпуска СМИ не может превышать одного года).

  2. Массовость – информация предназначена для неограниченного круга лиц, основная цель СМИ - информирование и оснащение достоверной информацией людей.

  3. Распространяемость – форма подачи информации предполагает активные действия по её предоставлению. Распространение – это (ст. 2) продажа, подписка, доставка, раздача, вещание, демонстрация и т д. Закон о СМИ устанавливает требования для распространения продукции СМИ (ст. 27).

Если информационный ресурс обладает вышеуказанными признаками, то это СМИ. Для интернет-ресурсов дополнительный признак – факт регистрации.

Виды СМИ.

По форме:

  1. Печатные

  2. Аудиовизуальные

  3. Электронные

  4. Иные

По содержанию:

  1. Информационные

  2. Публицистические

  3. Культурные

  4. Образовательные

  5. Детские

  6. И т д

По учредителю:

  1. Государственные

  2. Муниципальные

  3. Негосударственные

По территории распространения:

  1. Общенациональные

  2. Региональные

  3. Местные

Особенности отдельных видов СМИ.

Закон выделяет специализированные СМИ, для которых установлены специальные правила в отношении порядка регистрации и (или) порядка распространения продукции. Например, СМИ рекламного характера (ст. 14, 28, 36). Для них устанавливается: увеличение госпошлины в пять раз и закон о рекламе предъявляет специальные требования к распространению информации рекламного характера.

Также к ним относятся СМИ специализирующиеся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурного назначения. Для таких СМИ размер пошлины уменьшается в пять раз.

Ещё специализированными СМИ являются эротические СМИ (ст. 37). Для таких СМИ государственная пошлина увеличена в десять раз и установлены временные и территориальные ограничения.

Для аудиовизуальных СМИ регистрация является необходимым, но недостаточным условием для начала деятельности СМИ, так как данные СМИ для передачи информации используют радиочастотный спектр – это ограниченный ресурс, находящийся в ведении Российской Федерации. Поэтому данным СМИ необходимо пройти лицензирование. Основанием является ст. 31 закона о СМИ, а также закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование осуществляется Роскомнадзором, лицензия выдаётся на 10 лет.

Сетевое издание – это сайт в сети интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Продукция таких СМИ распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений, созданных с помощью компьютеров и хранящихся в их банках или иных базах. Статус таких СМИ дополнительно регулируется законом об информационных технологиях.

Для интернет-СМИ наряду с иными СМИ присуще те же самые признаки, но сетевым изданиям свойственны такие оригинальные признаки как:

Регистрация информационных ресурсов в качестве сетевых СМИ имеет свои плюсы:

  1. возможен доступ к информации по запросу редакции

  2. получение аккредитации при государственный органах

  3. получение налоговых и экономических льгот

  4. для журналистов возможность освобождения от ответственности по закону о СМИ

  5. расширение правового статуса связанное с появлением новых обязанностей в качестве модератора

Минусы:

  1. наделение редакции СМИ обязанностями по публикации опровержения либо ответа

  2. обязанность по участию в предвыборных кампаниях

  3. подчинение контрольным функциям роскомнадзора