7. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
Обозрение. Этот жанр появился задолго до возникновения периодической печати: его элементы можно отыскать в текстах ряда философов уже в первом веке нашей эры. Журналисты лишь приспособили обозрение для своих нужд. Обозрение - это одновременное наблюдение, анализ и выявление сущности событий, процессов, явлений общественной жизни. Главный, определяющий признак обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. И, соответственно, его предметом становятся общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, а также идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Публицистические обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет. Обозреватель прежде всего вскрывает суть происходящих в обществе процессов, сложившихся ситуаций, возникших проблем, прослеживая совокупность фактов, объединенных временем и пространством. Обозреватель обращается к фактам как к непосредственно взятым из окружающей действительности, так и к отраженным в произведениях литературы, искусства и науки. Поэтому среди тематических видов обозрения есть экономические, международные, спортивные, литературные, театральные, научные, кинообозрения и многие, многие другие. Нет такой отрасли человеческой деятельности, которую бы обошел вниманием этот жанр. Объем обозрения, как правило, не менее трехсот строк. Ведь обозреватель, стремясь сформировать у читателя четкое представление о конкретном отрезке времени и состоянии дел в определенной сфере деятельности, создает сплав информации и анализа, когда факт не исключает мысли, как и мысль не исключает факта. Создание панорамы действительности требует серьезного аналитического подхода со стороны журналиста, а это, в свою очередь, и диктует размеры материала на газетной полосе. Комментарий. Как жанр комментарий окончательно определился лишь в нашем столетии. Для современных средств массовой коммуникации оперативный комментарий - уже ставшая традиционной форма реакции на любое событие общественной, политической и экономической жизни. Создавая комментарий, журналист, прежде всего, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты, показать их причинно-следственные связи и подсказать возможные пути решения проблемы. Иногда комментарий может предвосхищать события, готовить общество к их неизбежности. Понятно, что предметом комментария становятся актуальные факты, явления, события, ситуации, которые могут изменить мотивацию дальнейших поступков аудитории. Ведь журналист нацеливается на познание сути факта, явления, события, ситуации, на показ причин, условий, предпосылок их существования и развития. А выявив эти тенденции, он моделирует закономерности развития общества в целом, показывая типичные противоречия внутри комментируемого факта. Чтобы создать полновесный комментарий, его автор стремится ответить на вопросы "что происходит?", "кто действует?", "при каких обстоятельствах?", "почему?", "кому это выгодно?", "какова современная ситуация?", "что делать?", "как лучше поступить?", "какие существуют противоречия?", "какова тенденция развития?", "какую стратегию и тактику предпочесть?". Комментариям может придаваться различная стилевая окраска, вплоть до юмористической или сатирической тональности. Но в любом случае, журналист четко разрабатывает взаимосвязи между исходными и комментирующими фактами, детализацию комментируемых явлений, ищет аналогии в предыстории события, проводит параллели и противопоставления, наконец, интерпретирует используемые в качестве аргументации документы, разъясняя их смысл самой широкой аудитории. Существуют и обязательные составляющие "архитектуры" комментария. Прежде всего, это исходный комментируемый факт. Затем предстоит сформулировать возникшие в связи с главным комментируемым событием вопросы. Особую роль играют их качество, актуальность, проблемность и точность. Читателю должен быть ясен предмет разговора и позиция автора комментария. Вывод, предлагаемый в итоге рассуждений, должен быть ясным и по-возможности кратким. Вытекая из логики фактов, предложенных в материале, он содержит скрытые или явные рекомендации дальнейших действий. Даже при чрезвычайной насыщенности фактами и аргументацией объем комментария, как правило, не превышает двухсот строк. Если же вспомнить об оперативности этого жанра, становится ясно, что журналист должен обладать высоким профессионализмом, включающим в себя обширные знания по комментируемому вопросу, строгую логику мышления и не менее строгую логику действия, талант убеждать в собственной правоте, чтобы создать качественный научно-публицистический комментарий.
- 1.Сми в информационном обществе.
- 2. Проблемы единства информационного пространства России.
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4.Журналистика и глобальные проблемы человечества.
- 5. Конвергенция в сми.
- 6. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 7. Журналистика как институт демократии.
- 8. Французская концепция свободы печати.
- 9. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 10. Современные зарубежные теории журналистики.
- 11. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 12. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 13. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 14. Становление политической журналистики в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 15. Журналистика в тоталитарном обществе.
- 16. Основные информационно-коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 17. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- 18. Американская концепция свободы печати.
- 19. Журналистика и политика.
- 20. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 21. Журналистика и избирательный процесс.
- 22. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 23. Типы онлайновых сми.
- 1.Журналистский текст как система выразительных средств.
- 2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.
- 3. Современные стандарты новостного текста.
- 4. Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 5. Репортаж: особенности жанра, тенденции развития.
- 6. Жанр интервью и его виды.
- 7. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 8. Очерк и эссе как жанры в структуре современной печати. Разновидности очерка.
- 9. Модель издания: содержательная, оформительская, организационная.
- 10.Планирование работы редакции газеты, еженедельника и журнала.
- 11.Рекламная, ценовая и тиражная политика газетной редакции.
- 12.Язык экранной публицистики: формирование, структура и взаимодействие изобразительно-выразительных средств телевидения.
- 13. Телевидение и общество. Социальные функции тв. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.