44. Герой и толпа в лирике в.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».
В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой.
Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:
Я одинок,
Как последний глаз у
Идущего к слепым человека.
Причина такого одиночества в том, что вокруг нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:
Ненужных, как насморк,
И трезвых, как нарзан.
Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:
«Славьте меня!» -
Вам завещаю я сад фруктовый
Своей великой души.
Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.
Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении «Послушайте!» (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит это кому-нибудь нужно?
Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают. Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.
В стихотворении «А вы могли бы?» также проведена резкая черта между «Я» и «Вы» (толпой). Лирический герой «Я» выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот «Вы» живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.
Стихотворения раннего периода творчества Маяковского, посвященные теме противостояния героя и толпы, носят романтический характер. Толпа – это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием.
- Билет № 1 Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 11. Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX –хх века.
- 17.Наполеоновская идея в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 21 Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.
- 27.Женские образы
- 49.Своеобразие творческой манеры одного из поэтов Серебряного века (м. Цветаева, к. Бальмонт, в. Брюсов, н. Гумилев, в. Хлебников, о. Мандельштам).
- 20.Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.
- 19. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы
- 18. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы.
- 16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
- 15. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.
- 7. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.
- 33.Образы-антиподы в романе «Война и Мир»
- 13.Образы Москвы и Петербурга
- 56.Своеобразие военной темы.Твардоский
- 41.Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии а.А. Блока.
- 10. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX –хх века.
- 42.Тема Родины в поэзии с.А.Есенина
- 51. Тема гражданской войны в литературе хх века (м.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»).
- 43.Стихотворное новаторство в.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворений «Нате», «а вы могли бы?», «Послушайте!»
- 44. Герой и толпа в лирике в.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».
- 40. Символизм. А.А. Блок. «Незнакомка» - чтение наизусть и анализ стихотворения.
- 24.Библейский текст как основа сюжетных и композиционных заимствований в русской литературе XIX-хх века.
- 12.Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 38.Проблема человека и цивилизации в рассказе и.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
- 35.Образы «футлярных»людей в рассказах а.П.Чехова
- 59. Тема «маленького человека» в русской литературе хх века (м.Зощенко, в. Шукшин и др.)