10. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX –хх века.
Тема любви - одна из излюбленных тем русской и мировой литературы. По мнению русских писателей, все счастье, выпавшее в жизни человека, проистекает из любви; в любви заключается мировая тайна. Любовь - это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Но очень часто многие пугаются этого чувства и отвергают его. Одним из таких героев является Евгений Онегин – человек, который прожигал свою жизнь в ресторанах, театрах, на балах, в быстротечных романах с женщинами. Такой образ жизни был ему привычен. Не смогла изменить его взгляды и любовь юной Татьяны Лариной. Онегин, получив от девушки письмо с признанием, дает ей «отповедь». Переломным моментом в жизни героя становится дуэль с Ленским. Убийство юного друга переворачивает все миропонимание Онегина. Он отправляется в странствия, в результате которых его натура во многом «перерождается». Вновь встретив уже замужнюю Татьяну, Евгений внезапно влюбляется в нее. Теперь он пишет героине письмо, мечтает «поминутно видеть вас, // Повсюду следовать за вами...». Но Татьяна, все еще любя, отвергает Онегина. Она считает недостойным изменять мужу, в верности которому поклялась перед Богом. Поэтому и отказывает Онегину.
Финал романа остается открытым. Мы не знаем, что будет дальше с героями. Но можем сказать, что «испытание любовью» открыло, насколько изменился Онегин. Обстоятельства раскрыли истинные качества его натуры, показали, что герой больше не зависит от мнения света, что он стал сильным, независимым, цельным человеком, способным на глубокие искренние мысли и чувства.
Ещё одним героем, прошедшим через «испытание любовью», является Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»). Этот герой только во время прощания с Мери понял, что он не только мог бы полюбить, но и любит эту девушку. Однако он боится, что не сможет полюбить надолго, не сможет дать Мери то, чего она заслуживает и тем самым причинит девушке еще большую боль. Но прощание с ней он вспоминает, находясь в крепости.
Печорин спрашивает себя: «Отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?». Вопреки своему сердцу, реальному состоянию эмоций Печорин «бежит» от Мери. Однако насилие над своими чувствами не проходит даром, ведь это вызов жизни, «бунт» против неё. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к «дикарке» Бэле, но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий. Печорин не способен полюбить, он боится истинного чувства, боится довериться другому человеку, поэтому он остается несчастным и умирает несчастным по дороге в Персию. Можно сказать, что этот герой не прошел «испытания любовью».
Любовь стала самым большим испытанием в жизни главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
«Испытание любовью» - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир.
- Билет № 1 Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 11. Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX –хх века.
- 17.Наполеоновская идея в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 21 Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.
- 27.Женские образы
- 49.Своеобразие творческой манеры одного из поэтов Серебряного века (м. Цветаева, к. Бальмонт, в. Брюсов, н. Гумилев, в. Хлебников, о. Мандельштам).
- 20.Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.
- 19. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы
- 18. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы.
- 16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
- 15. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.
- 7. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.
- 33.Образы-антиподы в романе «Война и Мир»
- 13.Образы Москвы и Петербурга
- 56.Своеобразие военной темы.Твардоский
- 41.Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии а.А. Блока.
- 10. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX –хх века.
- 42.Тема Родины в поэзии с.А.Есенина
- 51. Тема гражданской войны в литературе хх века (м.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»).
- 43.Стихотворное новаторство в.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворений «Нате», «а вы могли бы?», «Послушайте!»
- 44. Герой и толпа в лирике в.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».
- 40. Символизм. А.А. Блок. «Незнакомка» - чтение наизусть и анализ стихотворения.
- 24.Библейский текст как основа сюжетных и композиционных заимствований в русской литературе XIX-хх века.
- 12.Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 38.Проблема человека и цивилизации в рассказе и.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
- 35.Образы «футлярных»людей в рассказах а.П.Чехова
- 59. Тема «маленького человека» в русской литературе хх века (м.Зощенко, в. Шукшин и др.)