16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
Фантастические мотивы являются одним из основных приёмов создания определённой ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры.
В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В «Демоне» художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как создателя существующего миропорядка.
Единственным выходом из печали и одиночества для Демона становится любовь к Тамаре. Однако Дух Зла не может достигнуть счастья, потому что эгоистичен, оторван от мира и от людей. Во имя любви Демон готов отречься от старой мести Богу, он даже готов следовать Добру. Герою кажется, что слёзы раскаянья переродят его. Но ему не перебороть самого тягостного порока - презрения к человечеству. Гибель Тамары и одиночество Демона является неизбежным следствием его надменности и эгоизма.
Таким образом, Лермонтов обращается к фантастике для того, чтобы точнее передать настроение замысел произведения, выразить свои мысли и переживания.
Немного иное назначение фантастики в творчестве М. Булгакова. Стиль многих произведений этого писателя можно определить как фантастический реализм. Нетрудно заметить, что принципы изображения Москвы в романе «Мастер и Маргарита» отчётливо напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга: сочетание реального с фантастическим, странного с обыденным, социальной сатиры и фантасмагории.
Повествование в романе ведётся одновременно в двух планах. Первый план – события, происходящие в Москве. Второй план – сюжет о Пилате и Иешуа, сочинённый мастером. Эти два плана объединяет, сводит вместе свита Воланда – Сатаны и его слуг.
Появление Воланда и его свиты в Москве становится тем событием, которое изменило жизнь героев романа. Здесь можно говорить о традиции романтиков, у которых Демон – герой, симпатичный автору своим умом и иронией. Свита Воланда настолько же загадочна, как и он сам. Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла - персонажи, которые привлекают читателя своей необыкновенностью. Они становятся вершителями правосудия в городе.
Булгаков вводит фантастический мотив с целью показать, что в современном ему мире только с помощью потусторонней силы возможно достичь справедливости.
В творчестве В. Маяковского фантастические мотивы носят иной характер. Так, в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» герой ведет дружескую беседу с самим солнцем. Поэт считает, что его деятельность схожа со свечением этого светила:
Пойдём, поэт,
Взорим,
Вспоём
У мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
А ты - своё
Стихами.
Таким образом, Маяковский с помощью фантастического сюжета решает реалистические задачи: объясняет свое понимание роли поэта и поэзии в советском обществе.
Без сомнения, обращение к фантастическим мотивам помогает отечественным писателям более ярко, точно и понятно передать основные мысли, чувства и идеи своих произведений.
- Билет № 1 Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 11. Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX –хх века.
- 17.Наполеоновская идея в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 21 Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.
- 27.Женские образы
- 49.Своеобразие творческой манеры одного из поэтов Серебряного века (м. Цветаева, к. Бальмонт, в. Брюсов, н. Гумилев, в. Хлебников, о. Мандельштам).
- 20.Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.
- 19. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы
- 18. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы.
- 16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
- 15. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.
- 7. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.
- 33.Образы-антиподы в романе «Война и Мир»
- 13.Образы Москвы и Петербурга
- 56.Своеобразие военной темы.Твардоский
- 41.Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии а.А. Блока.
- 10. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX –хх века.
- 42.Тема Родины в поэзии с.А.Есенина
- 51. Тема гражданской войны в литературе хх века (м.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»).
- 43.Стихотворное новаторство в.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворений «Нате», «а вы могли бы?», «Послушайте!»
- 44. Герой и толпа в лирике в.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».
- 40. Символизм. А.А. Блок. «Незнакомка» - чтение наизусть и анализ стихотворения.
- 24.Библейский текст как основа сюжетных и композиционных заимствований в русской литературе XIX-хх века.
- 12.Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 38.Проблема человека и цивилизации в рассказе и.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
- 35.Образы «футлярных»людей в рассказах а.П.Чехова
- 59. Тема «маленького человека» в русской литературе хх века (м.Зощенко, в. Шукшин и др.)