19. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.
Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»
Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.
Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).
Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.
Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.
- Билет № 1 Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 11. Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX –хх века.
- 17.Наполеоновская идея в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 21 Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.
- 27.Женские образы
- 49.Своеобразие творческой манеры одного из поэтов Серебряного века (м. Цветаева, к. Бальмонт, в. Брюсов, н. Гумилев, в. Хлебников, о. Мандельштам).
- 20.Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.
- 19. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы
- 18. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы.
- 16. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.
- 15. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.
- 7. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века.
- 33.Образы-антиподы в романе «Война и Мир»
- 13.Образы Москвы и Петербурга
- 56.Своеобразие военной темы.Твардоский
- 41.Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии а.А. Блока.
- 10. Испытание любовью как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX –хх века.
- 42.Тема Родины в поэзии с.А.Есенина
- 51. Тема гражданской войны в литературе хх века (м.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»).
- 43.Стихотворное новаторство в.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворений «Нате», «а вы могли бы?», «Послушайте!»
- 44. Герой и толпа в лирике в.В. Маяковского. Поэмы «Облако в штанах», «Люблю».
- 40. Символизм. А.А. Блок. «Незнакомка» - чтение наизусть и анализ стихотворения.
- 24.Библейский текст как основа сюжетных и композиционных заимствований в русской литературе XIX-хх века.
- 12.Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики XIX-хх века.
- 38.Проблема человека и цивилизации в рассказе и.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
- 35.Образы «футлярных»людей в рассказах а.П.Чехова
- 59. Тема «маленького человека» в русской литературе хх века (м.Зощенко, в. Шукшин и др.)