Просмотр и коментарий к пилотному эпизоду
«ЗАКОН И ПОРЯДОК. ПРЕСТУПНЫЕ НАМЕРЕНИЯ.»
Бальсе: Надеюсь, эпизод вам понравился. Сегодня мне кажется, будто я написал эту историю тысячу лет назад. Интересно сравнивать ее с теми эпизодами, которые мы снимаем сейчас. Видно как сам сценарист учится, и сериал меняется по мере того, как ты ближе знакомишься со своими главными героями.
Персонаж, которого играет Винсент д'Онофрио, здесь еще не так важен, как в последующих эпизодах.
В четвертом действии он обманывает девушку, говоря ей, что она могла подцепить СПИД от своего партнера. В сценарной заявке этого трюка не было. Потому что, тогда он казался мне человеком менее изощренным. Лишь когда я писал подробный сценарий, до меня дошло, что он, пожалуй, способен манипулировать преступником. И в процессе развития сериала, а мы только что сняли 49-й эпизод, эта сторона его характера стала играть очень важную роль, так что теперь все четвертое действие строится в расчете на какой-то его психологический трюк. В новых эпизодах, которые вы увидите, появились длинные сцены допросов – на семь, а то и восемь минут, в которых детектив Горен манипулирует злодеем по всем правилам психологической науки. Этому мы научились в процессе работы над сериалом.
В первый раз вы встречаетесь с главными героями в момент, когда Горену предлагают либо сперва осмотреть место преступления, либо поговорить с родителями жертвы. И первое решение, которое герой принимает у вас на глазах, многое объясняет в его характере. Если бы он сказал: хочу осмотреть место преступления – это был бы один человек. Но он говорит: хочу поговорить с родителями, и вы понимаете, что он за человек – его больше интересуют люди, их переживания, а не холодные, объективные факты, тела, вещдоки. Это сразу показывает, что он способен на сочувствие. Это определяющий момент его характера.
Еще один момент, выделивший его из ряда других детективов. Немолодой усталый полицейский уже сказал родителям, что скорее всего убийц их дочери не удастся найти, поскольку они профессионалы. Ему нет дела до того, что чувствуют сейчас родители девушки. А наш герой обещает им поймать убийц, что тоже позволяет вам понять, какой он человек. Нельзя вставить такие определяющие моменты в каждый эпизод, в каждую сцену, но предполагалось, что это первый эпизод, который увидит публика, и мы старались как можно раньше определить для публики главное. Далее. Вместо того, чтобы вложить Горену в уста сентенции на тему «мне дороги жертвы преступлений, я хочу докопаться до истины и добиться правосудия», вместо того, чтобы заставить его объяснять это на словах, лучше показать, как он это делает.
Следующая сцена демонстрирует, что наши напарники – очень разные люди. Имс – продукт полицейской культуры, она привыкла смотреть на вещи трезво. Она говорит, что, конечно, хорошо обещать старикам, что мы поймаем убийц, но сможем ли мы выполнить это обещание? Он в ответ излагает свое кредо: нельзя допускать, чтобы такое сходило с рук. Нельзя оставлять безнаказанным убийство ради горстки камушков-бриллиантов.
Диалог из нескольких фраз показывает, что ему не чуждо чувство юмора, что он знает, на какие трюки идут в работе с торговцами страховые компании, что он в курсе и на мякине его не проведешь. Тут же мы заявляем шерлок-холмсовские стороны его таланта: он сразу обратил внимание на вещи и детали, которые другие полицейские упустили из виду. Кроме того, видно, что он умеет жонглировать сразу несколькими шарами: он слушает второго полицейского, одновременно с этим внимательно разглядывает возможные улики. Сразу видно, он настоящий суперкоп, полицейский уникального таланта.
Вообще, заметьте как сериал «Преступные намерения» отличается от сериала «Закон и порядок». Работа детективов в «Законе и порядке» стандартна, привычна, она не таит неожиданностей. Они выполняют стандартные полицейские процедуры, задают свидетелям стандартные полицейские вопросы: кто, что, когда, где? Они исходят из того, что их собеседники ничего не станут от них скрывать, что они стремятся помочь полиции. Полицейским не приходится ничего изобретать, не приходится ломать голову, каким образом выудить нужную информацию у того, кто не хочет сотрудничать.
В «Преступных намерениях» главный принцип – «каждому есть что скрывать». Чтобы заставить людей разговориться – или проговориться – полицейским приходится быстро и нешаблонно соображать и придумывать психологические трюки.
Как работать над сценарием.
В США проходит множество семинаров, лекций, мастерских, посвященных тому, как нужно писать сценарии. Преподаватели выводят на доске разные формулы, математически описывающие, чему должно быть посвящено каждое действие, рисуют графики, кривые, петли, знаки бесконечности и так далее. Я давно убедился, что это не дает результата. Это попытка применить научный подход к деятельности, которая по определению ненаучна. И мы с вами этим заниматься не будем. Для меня предел научности – просчитать, какими должны быть точки выхода.
Процесс написания сценария – это процесс открытия. Когда его пишешь и переписываешь, понимаешь, о чем же он на самом деле. Бывает, что я уже разбил эпизод на сцены и вдруг в самом конце понимаю, что мне не хватает одного элемента, одного кирпичика. Приходится возвращаться назад и все переделывать заново. Это случается часто, и это одна из радостей нашей работы, потому что в результате открываешь в придуманной тобой истории крупицы золота. Иной раз я вижу, что мне не хватает персонажа, и приходится вернуться назад, создать этот персонаж, чтобы он потом уравновесил или высветил какие-то черты характера главного злодея.
Приведу вам пример. Есть люди, которые от рождения напрочь лишены чувства страха. Генетика здесь не при чем, скорее это казус психологии, но они реагируют на опасность совсем не так, как все мы. Один из наших отрицательных героев был как раз такой. Мы прописали всю его историю, всю сюжетную линию. В конце, когда пришла пора сломить его, все оказалось до обидного просто, потому что выходило, что он ничем не рискует, ничего не теряет, что нашим полицейским просто нечем ему угрожать – отнять у него нечего. И пришлось вернуться к началу и «приписать» ему жену и детей, чтобы у него появился какой-то якорь в жизни, чтобы хоть кто-нибудь был ему дорог, чтобы его можно было хоть чем-то пронять, раз нельзя запугать.
Мораль проста. Все, что вы уже написали, до поры до времени условно. Если вы умеете смотреть на свою работу критическим взглядом, то нужно постоянно искать в уже сделанном места, которые можно сделать лучше и быть готовым переписывать их – раз за разом.
- Чем отличается сценарий для телевидения от сценария для кино?
- Просмотр и коментарий к пилотному эпизоду
- 1. Сюжет.
- 2. Пилот
- 3. «Библия»
- 4. Герои
- 5. Информация и диалоги.
- 6. Структура отдельных сцен.
- Как сделать рассказ связным.
- Откуда берутся темы для сценариев.
- Телевизионный сериал: публицистика или шоу?
- Заключение
- Структура
- 1, 2 И 3 действия
- 4 Действие
- Персонажи
- Другие персонажи