Формы деловых коммуникаций
Человеческое общение разнообразно по своим формам.
Так различаются:
- прямое и косвенное общение.
Прямое – непосредственные контакты с помощью вербальных (речевых) и невербальных средств. Косвенное – через посредника.
- непосредственное и опосредованное.
Непосредственное – через органы человека (голосовые связки, руки, голова). Опосредованное – при помощи технических средств (ТВ, радио, телефон), письменно.
- межличностное и массовое.
Межличностное – в группах или парах. При этом подразумевается знание индивидуальных особенностей партнеров, понимание, опыт совместной деятельности. Массовые – множественные непосредственные контакты незнакомых людей или через средства массовой информации.
Для деловых коммуникаций наиболее характерно прямое непосредственное межличностное общение.
Коммуникации могут происходить в устных или письменных формах.
Письменные коммуникации осуществляются с помощью приказов, отчетов, справок, писем и т.п. Формальная их часть представлена организационным документооборотом.
Устные коммуникации происходят при непосредственных контактах между людьми или по телефону.
Устные коммуникации
В процессе устных коммуникаций проявляется коммуникативное поведение сотрудников.
Типы коммуникативного поведения:
Конкуренция
Один из участников коммуникаций сознательно или бессознательно пытается решить свои проблемы за счет ущемления или полного игнорирования интересов другого участника.
Конфронтация
Один из участников коммуникаций всеми возможными способами пытается противодействовать другому в попытках решить его проблемы
Корпорация (вынужденное сотрудничество)
Участники коммуникаций, понимая невозможность достичь своей цели в одиночку, договариваются о согласовании действий.
Кооперация (добровольное сотрудничество)
Когда участники коммуникации стараются понять интересы друг – друга и найти лучшие способы взаимодействия и сотрудничества для достижения целей обоих сторон.
Контакт
Целью взаимодействия является общение ради общения, для поддержания связей.
Эффективное коммуникативное поведение не возможно без коммуникативных навыков. К ним относятся:
- навыки слушания;
- навыки речи;
- навыки невербального общения.
Навыки слушания
Слушание может быть:
- пассивным
- активным.
При пассивном слушанье: человек слушает, но не вникает в услышанное. Поэтому его восприятие может быть неадекватным, а реакции неожиданными.
Активное слушание имеет следующие признаки:
выслушивается полностью все, что собеседник говорит. Причем, обращается внимание не только на содержание слов, но и на чувства и эмоции.
проявляется реакция на чувства и эмоции, чтобы собеседник видел, что его слушают и понимают.
обращается внимание на все сигналы, которые использует собеседник (жесты, взгляды).
Активное слушание можно развивать в процессе научения поведения.
При организации коммуникаций необходимо учитывать возможность возникновения барьеров, препятствующих активному слушанию.
Барьеры:
- физический дискомфорт (усталость, головная боль, духота);
- прерывание и посторонние звуки;
- занятость другими мыслями;
- заранее подготовленные ответы;
- разговоры о самом себе (перевод разговора на свои проблемы);
- персонализация (перевод разговора с общих проблем на личности);
- предвзятое отношение к собеседнику;
- избирательное слушание (человек слышит только то, что хочет слышать).
Навыки речи
Навыки речи означают умение выражать свои мысли. Умение выражать свои мысли подразумевает:
умение заинтересовать собеседника.
умение излагать свои мысли.
умение аргументировать.
Типичной ошибкой в общении является ориентация на себя, не позволяющая довести свою мысль до собеседника.
Ориентация на себя проявляется в следующем:
- человек не организует свою мысль прежде, чем ее высказать.
- человек выражается неточно, двусмысленно.
- человек говорит слишком длинно, так что к концу фразы собеседник уже не помнит, что было в начале.
- человек говорит, не обращая внимание на реакцию собеседника.
Разговор без ориентации на собеседника принимает форму монолога. При таком общении теряется до 50% информации.
Более эффективной формой устных коммуникаций является диалог. В основе диалога – умение задавать вопросы. Сам факт вопроса уже демонстрирует интерес и желание общаться.
Возможность диалогового общения расширяется, если используются следующие виды вопросов:
- открытые, т.е. подразумевающие развернутые ответы (на закрытые вопросы обычно отвечают «да» или «нет»).
- зеркальные, т.е. содержащие повторение в вопросительной форме части высказывания собеседника. Тем самым можно заставить его обратить внимание на сказанное, заметить и исправить ошибки, пояснить, уточнить.
- эстафетные, т.е. опережающие высказывания собеседника, направляющие разговор в нужную сторону.
Особую специфику имеют коммуникации по телефону. Основные правила коммуникации по телефону:
- поднимая трубку по звонку, необходимо представиться, назвать организацию или подразделение.
- прежде, чем набрать номер, надо продумать свою речь, сформулировать вопросы, подготовить необходимую информацию.
- нельзя задавать несколько вопросов подряд, надо делать паузы, чтобы услышать ответы.
- необходимо помнить, что телефонный разговор усугубляет недостатки речи, поэтому надо говорить внятно и не слишком быстро.
Задача руководителя – научить своих подчиненных правильному общению по телефону.
Навыки невербального общения
Подразумевают умение использовать жесты, взгляды, позы, пространства, время, внешний вид для передачи информации.
Невербальные сигналы могут поддерживать или опровергать сказанные слова в зависимости от того, что хочет сказать говорящий, и как это истолковывает слушающий.
Невербальные сообщения воспринимаются, интерпретируются и сохраняются в памяти практически бессознательно. Иногда также бессознательно человек использует невербальные средства (бывает, что во вред себе).
Человек, понимающий язык жестов, может лучше понять истинные чувства собеседника, может намеренно вводить в заблуждение, манипулировать.
Эффективными средствами невербальных коммуникаций могут быть:
- пространство
- время
- внешний вид.
При использовании пространства для передачи информации особое значение имеют:
место, где происходит общение;
взаиморасположение участников коммуникации.
При использовании времени для передачи информации особое значение имеют:
пунктуальность;
скорость реакции на сообщение, полученное от собеседника.
При использовании внешнего вида как средства невербальных коммуникаций необходимо помнить, что внешний вид человека говорит не только о его отношении к себе, но и к собеседнику, и к предмету общения.
Коммуникативные навыки необходимы в таких управленческих ситуациях как:
- постановка целей и задач подчиненным;
- коллективное принятие решений;
- переговоры;
- разрешение конфликтов.
Общепринятыми формами устных деловых коммуникаций являются деловые встречи и беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции.
Есть и более современные, инновационные формы:
- презентация – это официальное представление чего-либо вновь созданного (предприятия, проекта, продукта);
- «круглый стол» - это собрание в рамках более крупного мероприятия, используется как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем. Эта форма коммуникаций характеризуется следующими признаками:
1) цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
2) все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
3) все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
- пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности;
Технология проведения пресс-конференции
Обычно в ходе пресс-конференции её участники отвечают на вопросы журналистов прямо или косвенно связанные с темой пресс-конференции.
Примерно за неделю до ожидаемой пресс-конференции необходимо оповестить те СМИ, чьё присутствие необходимо на пресс-конференции, в зависимости от её темы. Как правило, это делается путём рассылки пресс-релизов (официальных сообщений для прессы) по электронной почте или по факсу.
После рассылки пресс-релизов необходимо убедиться в получении, позвонив по телефону.
Накануне перепроверяется количество принявших приглашение, тех, кто посетит пресс-конференцию.
Важно присутствие «узнаваемых персонажей». Поэтому нужно заранее наладить с ними контакт и пригласить, заинтересовав их.
Для того, чтобы заинтересовать как можно большее количество важных (и нужных) людей, необходимо поставить во главе обсуждения тему, общую и актуальную для всех приглашаемых(так, чтобы в названии не фигурировало название компании или организации). Пригласить следует представителей различных общественных слоев.
Оптимальное время проведения пресс-конференции — с 11.00 до 16.00.
Время проведения пресс-конференции обычно от 30 минут до 3 часов в зависимости от темы и количества журналистов.
Функции ведущего:
Объявить о начале и конце мероприятия;
принять вопрос;
отвести нежелательный вопрос, т.е. оставить без ответа, ссылаясь на отклонение от нежелательной темы;
выбрать кандидата на очередной вопрос;
- брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу; от пресс-конференции отличается отсутствием презентационной части, то есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов. Кроме того, брифинг носит закрытый характер, на него приглашаются только определенные заранее представители СМИ. На брифинге озвучивается информация "не для всех" и происходит обсуждение и даже выработка совместных решений.
- выставка – это показ, публичная демонстрация достижений в одной или нескольких областях деятельности.
- ярмарка – ежегодно повторяющаяся распродажа товаров. Часто ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты.
- Деловые коммуникации (краткий курс лекций)
- Сущность понятия «деловые коммуникации»
- Процесс коммуникаций
- Цели деловых коммуникаций
- Содержание деловых коммуникаций
- Средства деловых коммуникаций
- Функции деловых коммуникаций
- Типы межличностных коммуникаций
- Формы деловых коммуникаций
- Деловая беседа как форма деловых коммуникаций
- Деловое совещание
- Переговоры
- Типичные ошибки участников переговоров
- Телефонные коммуникации
- Коммуникативные барьеры
- Деловая переписка
- Стадии подготовки деловых писем:
- 1. Определение цели составления письма.