Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окончательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информации[5] открылись возможности для создания новой системы. Закрытие и трансформация многих сотен старых изданий, возникновение тысяч новых внесли коррективы в типологический характер структуры прессы.
В российской журналистике появлялись все новые типы изданий. Среди них с момента возникновения и появления на информационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая газета», «Коммерсантъ», «Коммерсанть-Дейли» и др.
На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Учредителем газеты «Утро России» является Акционерное общество Издательский дом «Утро России»; общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.
Газетный мир Российской Федерации неуклонно расширялся, сохраняя при этом свой многонациональный характер. В начале 90-х гг. в Российской Федерации газеты и журналы выходили почти на 40 языках, проживавших здесь народов[6]. Правда, положение прессы республик, входящих в состав федерации было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению ее тиражей. Почти третью часть своих подписчиков потеряли газеты Северо-Кавказских республик, Дагестана.
Коренной пересмотр общественных отношений, демократизация общественной жизни, переход к рынку радикально изменили роль средств массовой информации и представления читателей о них. В 1991, еще больше – в 1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор – рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету[7].
В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экз. Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: «Деловая жизнь» («Партийная жизнь») набрала лишь немногим более 19%, «Диалог» – около 25%, «Правда» – около 40%, «Советская Россия» – немногим более 59% по сравнению с 1990 г. Однако 7 изданий увеличили тираж. Среди ежедневных – это «Российская газета», «Сельская жизнь», еженедельных – «Мегаполис-экспресс», «Коммерсантъ», «Экономическая жизнь», «Бизнес и банки»[8].
В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.
В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.
- История отечественной журналистики (XX век)
- 1.Русская журналистика 1900-1917 гг.: расцвет русской журналистики
- 2.Цензурная политика в России XVIII-XIX
- 3. Создание системы печати Советского государства (1921-1927 гг.)
- 4. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны
- 5. Советская журналистика в послевоенный период и период «оттепели»(1946-1960-е гг.)
- 6. Становление системы средств массовой информации во второй половине XX века
- Журналистика российской федерации (90-е гг.)
- Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати российской федерации
- Деловая пресса России
- Аграрная пресса Российской Федерации
- Женская пресса
- Молодежная пресса
- Печать политических партий и объединений