6. Становление системы средств массовой информации во второй половине XX века
К сер. 50-х сила воздействия печати на массы ослабла, ощущалась необходимость в развитии структуры журналистики.
ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ). Колхозные многотиражные газеты.
Во 2-й п.50-х и в 60-е созданы центральные журналы: АГИТАТОР, МОЛ ГВАРДИЯ, МОСКВА, ЛЕНИНГРАД, НЕВА.
В конце 70, в 80-х произошло заметное техническое переоснащение ТАСС. Развивалась инф. служба агентства и сеть его кор.пунктов.
В 1961 г. было создано еще одно инф.агентство – АПН (Агентство печати «Новости»), на его материалах издавалось 51 журнал, 10 газет, выпускались телефильмы.
К началу 60-х 85% территории страны вовлечены в зону приема всесоюзных программ радио. Распространяется ТВ (4 млн.телевизоров).
С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. В 85 странах мира АПН имело своих представителей. На материалах АПН издавалось для зарубежных читателей 51 журнал, 10 газет и 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экз. Агентство имело также свое издательство, которое выпускало литературу на иностранных и русском языках. Одной из важнейших сторон деятельности АПН стал выпуск телевизионных фильмов, созданных на документальной основе внутрисоюзной и международной жизни[6].
К началу 60-х гг. расширяются возможности радио. Широкое распространение транзисторных приемников позволило вовлечь 85% территории страны в зону возможного приема всесоюзных программ радио.
К началу 60-х гг. большое распространение в стране получило телевидение. 4 млн. телевизоров ежедневно собирали телеаудиторию в десятки миллионов человек. Телевидение стало одним из главных способов информирования населения о важнейших событиях в стране и за рубежом. В феврале 1956 г. начала функционировать вторая программа Центрального телевидения. К 1960 г. определились общественные функции телевидения, установились и закрепились жанры и формы документального телевизионного вещания, выявились тенденции развития художественного вещания.
Дальнейший рост радиовещания и телевидения может быть охарактеризован следующими данными:
в 1962 г. ежедневно из Москвы передавалось до 100 часов программ радиовещания на русском языке, 115 часов на иностранных и 12 часов телевидения[7].
в 1964 г. общий объем вещания Всесоюзного радио для населения страны составлял 136 часов в сутки, на зарубежные страны – 143 часа. Центральное телевидение вело передачи из Москвы по трем программам объемом в 14,4 часа[8].
В начале 70-х гг. было построено 102 мощных передающих телестанции и значительно расширена сеть приемных станций «Орбита». К середине 70-х гг. их стало 72, что позволило расширить зону приема телевизионных передач[9].
Учитывая все возрастающее значение радиовещания и телевидения как мощных средств информации, ориентации трудящихся на решение задач хозяйственного строительства, политического, культурного и эстетического воспитания народа, Совет Министров СССР в мае 1957 г. постановил образовать Государственный комитет по радиовещанию и телевидению, освободив от руководства ими Министерство культуры СССР. В 1970 г. Комитет был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
В последующие годы были введены специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными станциями Москвы, Ленинграда, столицами союзных республик и других крупных городов страны. Если в 1975 г. телевидение могли смотреть 195 млн. человек, т. е. 77% населения страны[10], то в начале 80-х гг. его смотрело более 230 млн., или 87,9% населения
Две общесоюзные программы:
- Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, спортивная. Она охватывала территорию с населением более 230 млн. человек. Среднесуточный объем вещания – 13,6 часа.
- Вторая общесоюзная программа была культурно-просветительной. В ней широко были представлены литературно-драматические, музыкальные, детские передачи, передачи местных телестудий и стран Восточной Европы, входивших в СЭВ. Вторую общесоюзную программу имели возможность смотреть около 114 млн. человек, или 43,4% населения страны. Среднесуточный объем вещания составлял 13,5 часа.
Кроме того, функционировали Московская программа и четвертая (учебная)
ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО в начале 80-х гг. передавало ежесуточно девять программ, общий объем которых превышал в сутки 178 часов.
Первая программа – информационная, общественно-политическая и художественная. Среднесуточный объем вещания – 20 часов. Четыре дубля (Радио-Орбита-1, 2, 3, 4) адресованы населению восточных районов страны.
Вторая программа («Маяк») – круглосуточная, информационно-музыкальная. Транслируется одновременно для всех районов страны.
Третья программа – литературно-музыкальная. Среднесуточный объем вещания – 17 часов.
Четвертая – музыкальная. Пятая – круглосуточная, общественно-политическая и художественная. Адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
Радиовещание на зарубежные страны в начале 80-х гг. велось на 67 языках 222 часа в сутки из Москвы и из столиц 9 союзных республик. С 1979 г. осуществлялась круглосуточная служба Московского радио на английском языке. С 1964 г. вела передачи на зарубежные страны радиостанция «Мир и прогресс». После 1985 г. характер ее программ заметно изменился: сказалось воздействие нового политического мышления
В 1959 г.- 1-й Всесоюзный съезд советских журналистов – был создан Союз журналистов СССР. Главный итог работы съезда – создание творческой организации – Союза журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советские журналисты были названы «подручными» партии. Это, с точки зрения ЦК КПСС, было высшим признанием их заслуг. Подобная оценка в течение многих лет была предметом гордости для многих советских журналистов.
Со второй половины 50-х до середины 80-х гг. прошло еще четыре съезда Союза журналистов СССР. Сосредоточив главное внимание на совершенствовании творческого мастерства, съезды, к сожалению, уходили от тех реалий жизни, которые оставались вне поля зрения средств массовой информации и способствовали бурному расцвету застойных явлений.
В редакциях центральных газет, ТАСС, на радио и ТВ начали работать курсы, семинары, стажировки. Подготовку журналистских кадров осуществляло 24 факультета и отделения гос.универов. Тематика В 1956-1958 изменился характер выступлений прессы. Преобладает творческий подход, стремление глубже проникнуть в жизнь, подвергнуть критике отрицательные явления в хозяйстве и общественно-политической жизни. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях». Тема преодоления последствий культа личности нашла свое отражение в статьях центральной и местной печати. Лозунг «догнать и перегнать сша» (акцент на с/х). Борьба за урожаи кукурузы, по установке Хрущева. Центральные темы – пятилетки и семилетки.
В 1956-58 г.-новые телепередачи и журналы. Увеличивается кол-во новостных информационных передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ).
В 1962 у власти Брежнев, ликвидированы совнархозы.
В октябре 1965 был взят курс на новую экономическую реформу с лозунгом «Все во имя человека, для блага человека». В печати рассказывается о материальном благополучии советских людей. внимание проблемам космоса: запуск спутника, Гагарин, выход в космос Леонова.
В 1962 г. в «Новом мире» был опубликован «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Для печати 70-х-нач. 80-х годов характерна борьба с инакомыслием.
Под огонь критики вновь попадает НОВЫЙ МИР. Твардовского второй раз убирают из ред.
В к.70-х – сер.80-х в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем.
ПЕРЕСТРОЙКА 80-Е. ГОРБАЧЕВ.
Демократизация и гласность открыли для журналистов новые темы и создали огромные трудности. Развитию гласности препятствовали силы и традиции прошедших лет.
КПСС пошло на радикальное изменение своей политики, в том числе по отношению к СМИ. Перестройка привела к возрастающему авторитету СМИ.
Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой – демократической и многопартийной – системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.
В июне 1990 был принят Закон СССР «О печати и других СМИ», он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печати и других СМИ.
Переход к рыночным отношениям. Конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания НЕЗАВИСИМУЮ ГАЗЕТУ, КУРАНТЫ, КОММЕРСАНТ, СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.
В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ. Передачи в цветном изображении принимались более чем в тысяче городов. В 1986 г. кроме Всесоюзного радио передачи готовили 162 комитета. Радиовещание охватило всю территорию страны. Среднесуточный объем вещания для населения страны составил свыше 1300 часов, в том числе передачи Всесоюзного радио – свыше 150 часов. К концу 1988 г. в стране насчитывалось свыше 150 млн. радиоприемных аппаратов, в каждой республике Союза работала своя студия телевидения.
1990 г. стал последним годом существования Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Но за ней, как и в прошлые годы, во многом сохранилось монопольное право на технические средства.
Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами. Таким образом распад СССР, ускоренный августовскими событиями 1991 г., распад унитарного государства, новое геополитическое устройство на обширной территории страны повлекли за собой коренные изменения в работе телевизионной и радиосистем.
Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) не смогло существенным образом повлиять на восстановление даже на новой организационной основе единого информационного пространства стран содружества.
Во второй половине 80-х гг. значительные изменения произошли в информационной службе страны. В июле 1985 г. Телеграфное агентство Советского Союза отметило свое 60-летие, оставаясь основным монополистом оперативной информации. Агентство ежедневно готовило и передавало для 4 тыс. советских газет, радио и телевидения СССР 300–325 внутрисоюзных и международных сообщений. Еще больший поток информации направлялся на восьми языках по зарубежным каналам ТАСС. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, министерств информации, редакций газет, журналов, телевизионных и радиокомпаний и других организаций из 115 стран. В середине 80-х гг. корреспонденты ТАСС были аккредитованы в 125 зарубежных странах[11].
Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной информации. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти. В 1989–1991 гг. ТАСС оставался в стороне от тех процессов, которые происходили в обществе, хотя они касались и средств массовой информации, информационной службы. Произошла реорганизация АПН в информационное агентство «Новости», в стране возникали новые информационные агентства[12].
Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия – «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс», «СИА», «Харьков-новости», «БИС», «МГ» и др. Организацию их взяли на себя профессиональные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе. Так, «Постфактум» был создан на базе инфослужбы «Факт»; «ИМА-пресс» – молодежной редакции АПН; «Харьков-новости» – местного отделения АПН; «МГ-пресс» – газеты «Молодая гвардия»; «Дана-пресс» – корпункта «Известий» в Алма-Ате...
Информационное агентство «Интерфакс» было организовано в сентябре 1989 г., когда в стране существовало уже несколько негосударственных агентств, в частности, «Постфактум», «Студинфо» и др. Практически меньше чем за год «Интерфакс» по достоверности информации и ее тематическому спектру вышел на первое место среди негосударственных агентств, а в бизнес-информации обошел и ТАСС.
Колыбелью «Интерфакса» стал отдел информации студии иновещания Гостелерадио, который за счет продажи информации на внешний рынок сумел отделиться в самостоятельную структуру, уделив большое внимание организации отдела политики и службы бизнес-информации. Из других агентств большим авторитетом у подписчиков пользовался экономический отдел «Постфактум». Но вскоре он влился в структуру издательского дома «Коммерсанта» и стал основным поставщиком информации для его изданий.
С начала 90-х гг. экономическая информация агентства «Интерфакс» среди иностранных деловых кругов и бизнес-изданий котировалась выше, чем подобного же рода сообщения всех других агентств страны, включая ИТАР-ТАСС. Кроме ежедневного экономического обзора «Интерфакс» выпускал пять еженедельных специализированных изданий для иностранных и российских промышленных и торговых фирм и финансовых структур.
Помимо ежедневного выпуска экономических новостей и специализированных бизнес-изданий агентство четыре раза в сутки, не считая экспресс-выпусков, распространяло блок политических новостей «Интерфакс Ньюс» и около десяти специализированных изданий по законодательству, дипломатии, социологии, статистике и другим вопросам.
В конце 80-х – начале 90-х г. появлялись новые информационные агентства и на местах: «Сибинформ», «Урал-акцепт», «Урал-Советы» и др. Региональные агентства представляли собой объединения местных журналистов. Используя свой профессиональный опыт и деловые контакты, они взялись за сбор и распространение информации, удовлетворявшей запросы не только местных структур средств массовой информации, но и более высокого уровня.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. заметно отразилась на состоянии средств массовой информации страны. Одно из первых постановлений Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), принятых 19 августа 1991 г., касалось прекращения выпуска всех центральных и московских газет и журналов, за исключением шести газет КПСС, а также «Труда», «Известий» и «Красной звезды»[13].
19 августа журналисты «Независимой газеты» решили выпустить очередной ее номер. Но это им не удалось. Материалы не вышедшего в Москве номера «НГ» были переданы за рубеж. Их опубликовали многие газеты мира. В полном своем варианте номер «Независимой газеты», запрещенный в Москве, вышел в Париже на французском языке 100-тысячным тиражом. Его выпустил на свои средства французский еженедельник «Курье Интернасьональ». Вечером того же дня редакция «НГ» передала ведущим информационным агентствам и газетам зарубежных стран «Обращение к свободным журналистам мира», в котором содержался призыв организовать мощную международную акцию в поддержку свободных советских журналистов и всей свободной советской прессы. «Обращение» было напечатано на следующий день в газетах США, Англии, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Греции, Австрии и других стран[14].
К концу дня 19 августа на улицах Москвы, в метро, в переходах появились сотни листовок, отпечатанных на ксероксах, изданных практически всеми запрещенными к выпуску газетами. Листовки единодушно осуждали путчистов и тех, кто их поддерживал.
20 августа у Белого дома в Москве состоялся стотысячный митинг. Вместе с защитниками демократии на площади были и журналисты газет, запрещенных путчистами. Утром того же дня редакторы 11 независимых газет собрались в редакции «Московских новостей» и договорились выпускать «Общую газету», экстренно зарегистрированную в Министерстве печати РСФСР.
21 августа 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Ельцин издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР», в котором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на территории РСФСР. ТАСС, агентство «Новости», а также газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Рабочая трибуна», «Московская правда», «Ленинское знамя» и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против представителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих газет как изданий КПСС.
Гарантом стабильности демократической жур-ки стал указ «О мерах по защите свободы печати в РСФСР» (сент 1991).
На начало ноября 1991 г. Министерство печати и массовой информации РСФСР зарегистрировало 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 информационных органов получили свидетельства в бывшем союзном ведомстве[15]. Особенно большое количество изданий выходило в крупных городах. Так, в Санкт-Петербурге издавалось около 140 общественно-политических, специализированных, рекламных газет.
Реформирование экономики не могло обойти стороной и журналистику. Газетный рынок в стране сложился одним из первых. Теперь, как любая отрасль, столкнувшись с экономическими проявлениями рынка, средства массовой информации оказались под их воздействием. И дело здесь было не только в конкурентоспособности издания. Даже у лучших из них – газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Новый мир» резко упало число подписчиков. А такие массовые популярные газеты, как «Труд» и «Комсомольская правда», потеряли по пять миллионов подписчиков[16]. Читательская привязанность к изданию обернулась тяжелыми последствиями. Неконтролируемый рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сделали нищими прежде всего те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к невероятно высоким ценам на периодику. В газетно-журнальном мире страны сложилась такая ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю[17].
Причина резкого падения тиражей многих центральных изданий была связана также с тем, что они превратились в инструмент борьбы за власть. Не случайно читательская аудитория отдала предпочтение такой газете, как «Аргументы и факты». В 1991 г. у нее было зарегистрировано рекордное число подписчиков – 33 млн.
В условиях рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. «Охота» за рекламой явилась следствием экономических трудностей, с которыми столкнулась освобожденная пресса. Предоставленная независимость для большей части ее оказалась провозглашенной формально в силу непомерных расходов на производство и транспортировку. Даже реклама не смогла обеспечить финансовую независимость многих изданий. Они, как и прежде, могут существовать, получая государственные дотации.
В журналистике начала 90-х гг. заметно выделились несколько направлений.
Первое касалось изданий, политических по сути, но не связанных с какой-либо организацией. Это «Московские новости», «Известия», «Литературная Россия» и др.
Второе вызвало к жизни издания, тип которых сформировался в результате перестроечных процессов и рыночных отношений, соединивших в себе черты политической журналистики и других направлений информационной деятельности: «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Сегодня» и др.
Третье было связано с возрождением многопартийности – системы партийных изданий, являвшихся центрами партийных организаций.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В СТРАНЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ ПЕЧАТИ
Демократизация жизни советского общества дала импульс развитию печати неформальных организаций, возникшей во второй половине 70-х гг. в знак протеста против жесткой цензуры в стране и отсутствия демократии. Потребность высказать несогласие с существовавшими порядками сделала ее, по сути, оппозиционной по отношению к КПСС и государственной власти[18].
Толчком для возникновения неформальной печати послужило совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. Образовавшееся общественное движение «Хельсинки», которое возглавили А. Сахаров и А. Шафаревич, стало издавать газету «Хроника». Первыми самиздатовскими нелегальными журналами были ГЛАСНОСТЬ. ЭКСПРЕСС-ХРОНИКА, ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Их кол-во неуклонно росло, все более пестрым становился их политический спектр: либерально-демократические, христианские, пацифистские, марксистские, художественно-философские. Отныне издания могли выходить свободно, если не пропагандировали то, что запрещено законом.
Самиздат – новый опыт борьбы с коммунистической властью:
1) партийно-демократическое крыло (хрущевцы, продолжить курс либерализации, «Новый мир» Твардовского, «Румянцев – ред-р «Правда»),
2) социально-демократическое движение. Сахаров. Евродиссиденты. За конвергенцию Востока и Запада. Петр Григоренко – военный генерал, за возвращение ленинизма.
3) антисоветчики – за свержение советского строя. Вл. Буковский, А. Амальрик. У них самая активная самиздатовская деят-ть.
Типы самиздата.
Жанры:
а) листовка ,
б) бюллетень.
Журнал «Хроника текущих событий» (68-73 гг.). Ред.- Наталья Горбановская. Эпиграф – ст. 19 Всеобщ.декл.о пр.чел-ка(свобода убеждений). В 73 г. редакция разгромлена.
Ж-л-бюллетень «Хроника защиты прав в СССр», последователь (выст-я адвокатов, зап. правозащ-в, мат-лы следствий, хартии). С 70-х положение ухудшилось в стране, тамиздат. 1974 – в Париже ж-л Максимова «Лит., общ-пол. и религ. издание» (Кредо: безусловные антитоталитаризм, демократизм, беспарт-ть, религ.идеализм).
- История отечественной журналистики (XX век)
- 1.Русская журналистика 1900-1917 гг.: расцвет русской журналистики
- 2.Цензурная политика в России XVIII-XIX
- 3. Создание системы печати Советского государства (1921-1927 гг.)
- 4. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны
- 5. Советская журналистика в послевоенный период и период «оттепели»(1946-1960-е гг.)
- 6. Становление системы средств массовой информации во второй половине XX века
- Журналистика российской федерации (90-е гг.)
- Система средств массовой информации россии в первой половине 90-х гг.
- Структура периодической печати российской федерации
- Деловая пресса России
- Аграрная пресса Российской Федерации
- Женская пресса
- Молодежная пресса
- Печать политических партий и объединений