logo
20 век

Печать политических партий и объединений

Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности изменили общественно-политическую жизнь страны, сделали реальностью функционирование новых политических партий и их прессы. Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР»[18] оказал заметное воздействие на развитие многопартийной журналистики в Российской Федерации. Указ предоставил права и дал гарантии беспрепятственному выпуску и распространению по стране изданий, выражавших взгляды различных политических направлений, не противоречащих конституционным нормам.

В начале 90-х гг. в России появилось около 1200 газет, журналов, бюллетеней различных политических направлений. Основная масса, их издавалась в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и других крупнейших городах страны, но постепенно подобные издания стали выходить и в средних по численности населения городах, и в районных центрах.

К середине 90-х гг. разветвленную сеть изданий политических партий и движений представляли общероссийские, республиканские, областные, краевые, районные, городские газеты. Все они идеологически целенаправленны, большинству свойственна тяга к вековым ценностям консерватизма: историческая государственность, патриотизм, традиции народа. Вместе с тем они достаточно энергично отстаивают либерально-демократические воззрения: заявляют о борьбе за свободу личности, не отрицают рыночную экономику, не остаются безучастными к изменениям, происходящим в политической жизни общества.

Среди изданий, откровенно выражавших свою политическую приверженность, стали «Правда России» – газета Коммунистической партии Российской Федерации, «Правда Жириновского», «Сокол» – газеты либерально-демократической партии России, «Срочно в номер» – орган Партии экономической свободы и другие.

Многие газеты политических партий и объединений, объявляя себя независимыми, имеют четко выраженные идеологические позиции и отстаивают платформы своих партий. Одним из лидеров в группе рупоров духовной оппозиции стала газета «Завтра», ранее выходившая под названием «День».

Национал-патриотической ориентации придерживаются «Русский Вестник», «Истоки», «Монархист», «Гражданин Империи».

Органом ЦК и МК Российской Коммунистической рабочей партии объявила себя газета «Молния». Ее учредитель и редактор В. Анпилов не скрывает целей, которые преследует объединенная оппозиция – блок «Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз» – восстановить экономическую и политическую власть трудящихся, т.е. Советскую власть[19].

Органами левого крыла, объединенной оппозиции являются газеты «Российская правда», «Русские ведомости» (Русская партия).

К числу независимых причисляют себя и «Советская Россия» – открыто прокоммунистическая газета, и «Правда», стоящая на коммунистических позициях, и «Черная сотня», в самом названии которой отражено ее шовинистическое направление.

С определенными политическими институтами связаны «Российская газета» (Учредитель Правительство РФ), «Российские вести» (Администрация Президента РФ), «Рабочая трибуна» (Федерация независимых профсоюзов и Российский союз промышленников и предпринимателей), «Подмосковные известия» (Московская областная дума), «Народная газета» (Администрация Московской области).

Ценностные ориентации, политические взгляды определяют возможность выбора политических изданий: среди них придерживающиеся объективистско-аналитического подхода – «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Сегодня», либерально-демократические «Известия», «Аргументы и факты».

Заметно вмешивается в политику капитал. Он начинает контролировать прессу и влиять таким образом на формирование экономики. Банк «Столичный», например, обладал большим процентом акций в издательском Доме «Коммерсантъ», значительные субсидии вложены банком «Мост» в газеты «Труд», «Куранты», «Экономика и жизнь». Фирма «Олби» оказывает финансовую поддержку «Известиям».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.

Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей. Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Первые информационные агентства в России возникли во второй половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба – Российское телеграфное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2–3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа распространять ее за границей. В 70–80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного агентства многократно реформировалась, менялось даже название (с 1925 г. – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС). Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации. Деятельность агентства находилась под строгим контролем власти и в целом была подчинена пропагандистским задачам.

В 1961 г., во время хрущевской «оттепели», рядом общественных организаций было учреждено еще одно информационное агентство, АПН, которое по статусу было негосударственным, однако жестко контролирующимся. АПН специализировалось на распространении информации среди зарубежных подписчиков, это была своего рода «витрина социализма». За ТАСС закрепилась обязанность передавать новостную оперативную информацию. К этому времени ТАСС стало крупнейшим агентством в мире, а его репортеры накопили немалый профессиональный опыт. АПН большее внимание уделяло интервью, репортажам, очеркам, издавало большое число вестников. До начала 90-х гг. эти агентства оставались естественными монополистами.

Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создававшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро.

К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами.

ТАСС и АПН выдержали испытание рынком. Эти агентства, а также Интерфакс являются крупнейшими и определяют погоду на рынке информации.

Система информационных агентств. В эту систему входят: крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»);специализированные агентства;региональные агентства; сетевые агентства.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)] Сегодня, по классификации ЮНЕСКО, является одним из крупнейших мировых агентств.

Информационное агентство Интерфакс было создано в 1989 г. и сегодня является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией на территории бывшего СССР и представляет собой холдинг из 15 отдельных компаний. Вначале Интерфакс ориентировался прежде всего на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Первоначальная ставка на альтернативность и оппозиционность информации помогла агентству встать на ноги. Однако в дальнейшем деятельность агентства стали определять качество и оперативность информации, использование новейших технологических и технических средств, постоянные поиски нового.

Российское агентство международной информации «РИА Новости» (ФГУП РАМИ «РИА Новости») — одно из крупнейших информационных агентств России. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации РИА Новости». Свою историю «РИА Новости» ведет с 24 июня 1941 года. Тогда, через два дня после нападения вермахта на СССР, было образовано Советское Информационное Бюро (Совинформбюро). В 1961 году Совинформбюро было преобразовано в Агентство печати «Новости» (АПН). 27 июля 1990 на базе АПН было создано Информационное агентство «Новости» (ИАН). Представительства ИАН располагались в 120 странах. ИАН издавало 13 иллюстрированных журналов и газет. В сентябре 1991 года ИАН было преобразовано в Российское информационное агентство «Новости». С 1993 года РИА «Новости» является государственным информационно-аналитическим агентством. Осенью 2005 года дочерняя структура РИА, «ТВ-Новости», запустила иноязычный новостной телеканал Russia Today.В январе 2011 года «РИА Новости» запустило собственный круглосуточный интернет-телеканал «РИА ТВ», вещающий в режиме онлайн (бета-версия работала с августа 2010 года). Основную сетку вещания канала занимают новостные сюжеты и аналитические программы собственного производства, а также сторонних профессиональных поставщиков.