logo search
Diplom_ISPR_1

Интернет-сми в России: исторический аспект

Чтобы определить особенности интернет-СМИ, обратимся к истории образования первых в России интернет-газет.

И. Давыдов в докладе «Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации» подразделяет историю развития российских интернет-СМИ на следующие периоды:

– до 1998 г. – появление первых российских интернет-ресурсов.

– 1999 – начало 2000 г. Развитие интернет-СМИ.

– 2000 г. – инвестиции в сферу интернет-СМИ.

– 2000 г. – по настоящее время. Возрастание значимости ресурсов комментаторского и смешанного типов.

Прототипами интернер-СМИ стали авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Современные онлайн-СМИ содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. «Блог (сокр. от англ. weblog) – сетевой журнал (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме – это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий»[1].

Первой ежедневной русской интернет-газетой, не имевшей бумажного аналога, стала газета.ru.

Одним из основателей первого в России ежедневного интернет-СМИ такого формата стал политтехнолог Глеб Павловский, который провел данный проект «по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русской контент за всю его недолгую историю»[2]. Главным редактором интернет-газеты стал стратап-менеджер и журналист Антон Носик. Он избрал редакционную политику, коренным образом отличающуюся от политики традиционных СМИ. К примеру, в период балканского кризиса все средства массовой информации «с одинаковым пафосом рассказывали об агрессии американского империализма против наших славянских братьев». В это время газета.ru старалась быть информационным источником, освещающим конфликт беспристрастно. Иная редакционная политика и метод распространения информации (интернет-пространство) позволили интернет-газете уже в первый год существования обладать постоянной аудиторией в 150 тысяч посетителей.

«Интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ»[3]

Чуть позже веб-пространство начали осваивать традиционные СМИ. Первой свою сетевую версию открыла «Независимая газета» в сентябре 1999 года. «Независимая газета» была доступна в сети с 1997 года, но ранее была доступна только по платной подписке. С 1 сентября 19999 года сайт «Независимой газеты» стал существовать как отдельный веб-проект. Это отдельное независимое (организационно, художественно, технологически) от газеты издание – «Web-Независимая газета».

В числе первых свои сайты создали АиФ, КП, «Огонёк». На начальном этапе были сформированы три способа функционирования в сети: выкладка полного номера, частичная выкладка, сообщение о выходе свежего номера.

«Увеличение своего присутствия в Интернете – естественная реакция на снижение доходов и падение тиражей изданий», – считает вице-президент Всемирной газетной ассоциации Евгений Абов. «Издательский рынок сейчас достиг дна, и в этих условиях участники рынка пытаются сохранить свои бренды. Интернет на данный момент располагает множеством возможностей для такого решения»[4].

Переход традиционных СМИ в веб-пространство можно объяснить следующими причинами:

1. Выпускать интернет-газету или журнал гораздо дешевле, чем печатную версию СМИ.

2. Возможность конкурирования с электронными СМИ.

3. Высокая оперативность онлайн-СМИ.

4. Возрастание спроса на интернет-рекламу.

В период кризиса (2009 г.) сегмент онлайн-рекламы демонстрировал рост – он составлял 5-7%, в то время как сегменты телевизионной, радио- и печатной рекламы сокращались[5].

В ходе перехода в веб-пространство, традиционные газеты интегрировали на своих ресурсах новые технологии: подкасты, виджеты, приложения для iPad и iPhone, возможность электронной рассылки и электронной подписки, гипертекст. Издатели смогли не только интегрировать новые технологии, но и адаптировать свой бренд под веб-пространство – интернет-версия повторяет вёрстку традиционного издания.

Интернет-СМИ изначально развивались как обособленные веб-проекты, а не онлайн-версии традиционных изданий. Из этого можно сделать вывод, что изначально онлайн-издания следует рассматривать как уникальные медиапроекты с присущими только им техническими, юридическими особенностями, а также особенностями продвижения.