3. Семья как воспитательная среда ребенка
Семья — сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, психологии, медицины, генетики, истории, этнографии и др. Семейная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей в семье. Она рассматривает семью в качестве важнейшего института воспитания и социализации растущей личности. Кроме того, семейная педагогика изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.
В истории педагогики существовали различные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. Так, в педагогической практике советского периода развивались общественные формы воспитания, и принижалась роль семьи в воспитании детей. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка.
Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу
Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитание есть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности. Исследователи выделяют разные функции семьи (см. схему 72).
-
Основные функции семьи
Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей)
Хозяйственно-экономическая функция
(ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бьповых условий, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных членах семьи)
Психотерапевтическая функция, организация отдыха (в семье можно отдохнуть, восстановить свои силы, поддерживать здоровье, удовлетворять духовные потребности и т. п.)
Функция первичной социализации
(первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)
Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей)
Схема 72
Родители, а затем и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Современная наука доказала, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Установлено, что у ребенка, оставленного родителями, снижается общий психический тонус, ухудшается эмоционально-познавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие. Особая значимость семейного воспитания обусловлена:
□ глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;
□ постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;
□ наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Воспитательная функция семьи многоаспектна (см. схему 73, с. 169).
Семейное воспитание — сложная система, на которую оказывают влияние множество факторов. Выделяют четыре основные группы факторов, обусловливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.
□ Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей - степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами
□ Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.
□ Технико-гигиенические факторы характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и т. д.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.
□ Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т. п.) также определяют особенности воспитания.
| Воспитательная функция семьи |
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Первый аспект — это собственно воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей и т. д. |
| Второй аспект заключается в воспитательном воздействии семьи на каждого члена семьи в течение всей его жизни |
| Третий аспект состоит в постоянном влиянии детей на родителей или других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию |
Схема 73
Все охарактеризованные выше факторы относятся к внутренним факторам семейного воспитания. Выделяют также и внешние факторы (В. В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Например, в 90-е годы прошлого века в Беларуси вследствие нестабильности, социально-экономического кризиса в обществе наблюдался и кризис семьи, обострение объективных трудностей семейного воспитания. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась. Государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства.
Вышесказанное позволяет обосновать цели и задачи семейного воспитания (см. схему 74).
Обеспечение социально-экономической и психо-логической защиты ре-бенка |
| Цели и задачи семейного воспитания |
| Воспитание у детей основ базовой культуры, всех ее компонентов (нравственной, эстетической куль-туры и других) | ||
|
|
| ||||
|
|
|
|
| ||
Формирование у детей практических умений и навыков (самообслужи-вание, помощь старшим членам семьи и других) |
| Создание наиболее благоприятных условий для разностороннего развития (физического, интеллек-туального, социального, духовного) |
| Воспитание положительной «Я-концепции», чувства собственного достоинства, ценности «Я» |
Схема 74
Исследователи проблем семейного воспитания (Т А. Куликова, В. В. Чечет и другие) выделили принципы семейного воспитания.
□ Гуманное отношение к ребенку.
□ Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.
□ Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи.
□ Социальная направленность семейного воспитания.
□ Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье.
□ Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку,
□ Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.
Содержанием семейного воспитания так же, как и содержанием воспитания в других воспитательных институтах, является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы и приемы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха, соотнесения), семейные традиции и другие.
- Тема 1.22
- 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования коллектива
- 2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения