6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
Важнейшей закономерностью процесса воспитания является детерминированность его уровнем общественного развития, культурой общества. Среда во всех значениях этого термина выступает фактором воспитания личности. Воспитание как педагогический процесс протекает в определенном социуме (от лат. socium — общий, совместный) — сообществе, социальном окружении человека. При этом социальная среда (духовные и материальные условия жизни) оказывает как стихийные, неуправляемые, так и специально организованные (в образовательных учреждениях) социально-педагогические воздействия на индивида. Эти воздействия могут оказывать люди, не имеющие профессионально-педагогической подготовки (руководители, должностные лица, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены разных социальных групп и т. п.).
Стихийное влияние среды — неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения и т. п. (по В. А. Караковскому). Стихийное влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения воспитания личности. В первом случае это воздействие на подрастающее поколение национальных, моральных ценностей общества, менталитета, средств массовой информации, пропагандирующих эти ценности, культуры общества в целом. Изменение социальных, политических, экономических условий жизни объективно вызывает изменение характеристик современных детей и подростков. Назовем некоторые из них (по Л. И. Маленковой): большая информированность, приобщение к технике, новым информационным технологиям, свобода и раскованность в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, ориентированность на западноевропейский или на американской образ жизни, более раннее взросление, большая ориентированность на материальные ценности, чем на духовные и т. п.
Негативные воздействия среды связаны с влиянием псевдо- (или поп-) культуры, с отсутствием культурных ценностей и норм в детской среде. Это выражается в таких негативных тенденциях, как неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; общение на языке сленга, приобщение к табакокурению, алкоголю, наркотикам, безнадзорность, суицид и другие. Практику реальной жизни индивида в определенном социуме образно называют «школой жизни» (включает «школу семьи», «школу улицы», «школу неформальных объединений», «школу компьютерных технологий», «школу СМИ и видеопродукции» и т. п.). При этом сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий образовательных учреждений часто не совпадают или даже конкурируют друг с другом.
В связи с этим перед учреждениями образования встает задача регулировать стихийные воздействия среды и создавать воспитывающую социокультурную среду — конкретное для каждого ребенка социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, приобретает положительный социальный опыт. Для решения этой задачи семья, ученические группы, детские и юношеские объединения, общеобразовательные учреждения как специфические социокультурные общности нуждаются в консолидирующей системе идей, ценностей (идеологии) общества, без которой они не могут осуществлять поставленные задачи образования подрастающего поколения.
Следует подчеркнуть, что общество воздействует на подрастающее поколение прежде всего через свой менталитет и соответствующий образ жизни (совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих обществу). Под менталитетом общества в философской литературе понимают интегральную характеристику живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающую специфику их психологической жизни. Менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки. Какие ценности свойственны менталитету людей, живущих в белорусском государстве?
Общепризнано, что систему национальных ценностей составляют патриотизм, гражданственность, толерантность, трудолюбие, коллективизм. Ценности общества, цели и перспективы его развития в концентрированном виде отражены в идеологии государства как системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность. В качестве приоритетов белорусской идеологии, направлений развития белорусской государственности выступают (по Ф. И. Храмцовой):
□ ценности отдельного человека и государства в целом;
□ национальные интересы независимости и безопасности Республики Беларусь;
□ высокий статус культурно-духовных ценностей, традиций белорусского народа;
□ соблюдение прав и свобод человека, формирование демократического, гражданского общества;
□ патриотизм, социальная справедливость, забота о человеке;
□ коллективизм, труд в интересах личности и всего общества.
Эти идеологические положения, будучи положенными в основу системы образования и работы СМИ, будут способствовать освоению подрастающим поколением основополагающих национальных идей и ценностей, формированию убеждений, национального самосознания, становлению гражданской позиции учащихся. Содержащиеся в средствах массовой информации материалы дают примеры гражданской деятельности, анализируют поступки людей, историю судеб, приводят комментарии к событиям, происходящим в мире. С помощью СМИ учащиеся включаются в анализ общественных явлений, сопоставляют свою позицию и позицию других, сопереживают происходящему.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте группы высокого и низкого уровней развития. Определите понятие «коллектив».
2. Каковы функции и возможная структура ученической группы? Чем отличается ее формальная и неформальная структуры?
3. Раскройте содержание этапов развития детского коллектива в зависимости от характера предъявляемых педагогом требований и его позиции.
4. Охарактеризуйте содержание и технологические аспекты педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива.
5. Определите понятия «семья», «семейное воспитание». Охарактеризуйте основные функции семьи.
6. Назовите внутренние и внешние факторы семейного воспитания.
7. Какие типы семей выделяют в психолого-педагогической литературе? Каковы особенности их влияния на ребенка?
8. Дайте краткую характеристику типичных ошибок семейного воспитания. Каковы пути их предупреждения?
9. Определите направления, формы и методы взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.
10. Покажите роль менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.
Глоссарий
□ Группа (социальная) — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (по размеру, по общественному статусу, по непосредственности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости, по содержанию деятельности и др.).
□ Учебная группа (класс) — группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.
□ Сплоченность группы — мера ее единства, проявляющаяся в общности целей, мнений, убеждений, ценностных ориентации, традиций, характере межличностных отношений, практической деятельности группы.
□ Коллектив (от лат, collectives — собирательный) — группа высокого уровня развития — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
□ Воспитательный коллектив — коллектив, созданный с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных — детского (ученического) и педагогического — коллективов.
□ Семья — основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
□ Семейное воспитание в широком смысле — форма социализации и воспитания детей., соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.
□ Семейное воспитание как воспитательная деятельность родителей — взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.
□ Педагогическая культура родителей — степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
□ Социум — сообщество, социальное окружение человека.
□ Менталитет общества — интегральная характеристика живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающая специфику их психологической жизни. Раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с доминирующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.
□ Идеология государства — система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность.
- Тема 1.22
- 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования коллектива
- 2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения