5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания, изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья, как было показано выше, играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка: в младшем школьном возрасте семья, доминируя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии познавательной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения,
Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотруд-ничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответ-ственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Охарактеризуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия. В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы, классного руководителя с семьями учащихся:
□ Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья — союзник педагога в воспитании детей.
□ Забота о развитии ученика — цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.
□ Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.
□ Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи,
□ Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
В целом содержание работы педагогов с родителями включает три основных блока: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры; вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс школы; участие родителей в управлении школой. Каждый из них реализуется через систему форм и видов деятельности (см. таблицу 24).
Таблица 24
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса |
□ «Родительские университеты». □ Лекции, семинары, практикумы. □ Конференции. □ Открытые уроки и внеклассные мероприятия. □ Индивидуальные и тематические консультации. □ Творческие группы, группы по интересам. □ Родительские собрания. □ Тренинги | □ Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела. □ Открытые уроки и внеклассные мероприятия. □ Организация кружков, секций, клубов. □ Помощь в организации и проведении внеклассных дел. □ Помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы. □ Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям. □ Родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха | □ Участие в работе роди-тельского комитета и его комиссий. □ Участие в работе Совета школы. □ Участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание — такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Лекция — форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.
Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации — одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.
Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т. п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т. п.
Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.
Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление школой.
- Тема 1.22
- 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования коллектива
- 2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения