2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта деятельность должна быть организована как воспитывающая (см. схему 45, с. 106).
Групповой (коллективной) деятельностью называют деятельности в которой группа выступает как совокупный субъект (Н. Е. Щуркова), то есть имеет общую цель деятельности, единую по доминанте мотивацию, осмысленно избирает способ и средства деятельности, обсуждает результат деятельности. Групповая деятельность не только позволяет создать условия для развития личности через реализацию ее способностей, умений, интересов, но и для развития группы через межгрупповое взаимодействие. Деятельность детского коллектива должна быть пронизана элементами игры, красочности, романтики. Важно также, чтобы она подготавливала детей к взрослой жизни.
К основным профессиональным умениям педагога, который организует групповую деятельность, относятся умения: четко обозначать цель групповой деятельности, мотивировать деятельность детей, наполнять ценностным содержанием предметные действия детей, прослеживать взаимоотношения детей в ходе деятельности, оценивать ход и итог групповой работы. В зависимости от степени сформированности коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора совместной деятельности детей; участника совместной деятельности детей; консультанта, советника.
Таблица 22 | |||
Этапы формирования коллектива | |||
I этап | II этап | III этап | IV этап |
Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решитель-ные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется. Преобладают развивающиеся личностные отношения, которые подвижны и нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Субъект воспитания — педагог | Требования педагога поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Требования педагога становятся опосредованными. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность для всех членов коллектива участвовать в управлении своей жизнью. Усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается их самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность. Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся, организует и налаживает отношения внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются гуманные отношения. Формируется коллективное самосознание: «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами. Субъект воспитания — актив | Большая часть группы помогает педагогу корректировать развитие каждого, предъявляет требования к товарищам и себе. Появляется способность к формированию общественного мнения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития внутриколлективных отношений. Общественное коллективное мнение — совокупное оценочное мнение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениями в жизни общества и данного коллектива. Формируются гуманные отношения между отдельными группами и членами коллектива. Складывается благоприятный социально-психологический климат, вызывающий у детей чувство личностной защищенности, вырабатываются общие ценности и традиции. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне него. Полная самоуправляемость и самоуправление. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам. Субъект воспитания — коллектив | Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. В коллективе нет ни «суперзвезд», ни «изгоев», хотя положение каждой личности достаточно высокое. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность группы все больше носит общественно полезный характер. Каждый воспитанник предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания сопровождается самовоспитанием. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Субъект воспитания — сама личность |
Важную педагогическую задачу составляет управление межличностными отношениями в детских группах. Развитие личных и деловых отношений способствует формированию соответствующих личностных и деловых качеств учащихся. К деловым можно отнести те отношения, которые складываются в основных видах совместной деятельности учащихся — в игре, труде, учении и других. Это руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и т. д.
Главной задачей развития личных отношений является укрепление и обогащение их нравственной основы. Решая эту задачу, педагог задает в виде образцов и действенно поддерживает необходимые нормы нравственности (доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение и т. д.), реализуя их в системе личных и деловых отношений учащихся.
В процессе формирования коллектива важно также, чтобы цели развития и жизни детского коллектива ставились четко и увлекательно. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией «завтрашней радости». По сути, это постановка близких, средних и далеких целей. Перспектива в педагогическом смысле — это такие цели, задачи, дела, которые отвечают потребностям развития личности, группы детей, соответствуют уровню их развития, возрастным и индивидуальным особенностям. Эти перспективы должны быть увлекательны, личностно и общественно полезны. Перспективы выбираются самими детьми, например, при помощи коллективной «разведки» дел. В результате появляется план конкретных дел, рассчитанных на участие каждого, на проявление инициативы и самостоятельности в их выполнении. Близкая перспектива должна обязательно опираться на личную заинтересованность каждого участника. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Это может быть, например, воскресная прогулка, посещение театра, интересная игра, соревнование и т. п. Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Например, летняя поездка (экскурсия) на самостоятельно заработанные деньги. Дальняя перспектива — перспектива на еще более длительное время.
На всех стадиях развития группы до уровня коллектива возникают сплачивающие группу традиции. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают групповые ценности, украшают жизнь группы и т. п. Традиции — характерный признак третьего этапа развития коллектива. Они должны «изобретаться» так, чтобы воспитанникам казалось, что «изобретают» они (А. С. Макаренко). Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи выпускников, праздник
Последнего звонка, День знаний и т. п.).
Управляя формированием детского коллектива, педагог должен соблюдать определенные технологические правила (см. схему 71).
|
| Правила управления формированием детского коллектива |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Осуществлять диагностику развития группы, характера внутри-групповых отношений |
| Определять социально значимые, привлекательные для учащихся цели и перспективы развития группы, планировать и стимулировать деятельность коллектива |
| Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельно-сти, независимости, инициативе и самодеятельности. Обеспечивать органичное сочета-ние управления и самоуправления |
| Тактично осуществлять педагогическое руководство ученическим самоуправлением | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Опираться на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в данном классе, включать коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживать постоянную связь с семьями воспитанников |
| Контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе внутри-коллективных отношений. Развивать как деловые, так и личные взаимоотношения воспитанников |
|
Схема 71
- Тема 1.22
- 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования коллектива
- 2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения