logo
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива

Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта деятельность должна быть организована как воспитывающая (см. схему 45, с. 106).

Групповой (коллективной) деятельностью называют деятельности в которой группа выступает как совокупный субъект (Н. Е. Щуркова), то есть имеет общую цель деятельности, единую по доминанте мотивацию, осмысленно избирает способ и средства деятельности, обсуждает результат деятельности. Групповая деятельность не только позволяет создать условия для развития личности через реализацию ее способностей, умений, интересов, но и для развития группы через межгрупповое взаимодействие. Деятельность детского коллектива должна быть пронизана элементами игры, красочности, романтики. Важно также, чтобы она подготавливала детей к взрослой жизни.

К основным профессиональным умениям педагога, который организует групповую деятельность, относятся умения: четко обозначать цель групповой деятельности, мотивировать деятельность детей, наполнять ценностным содержанием предметные действия детей, прослеживать взаимоотношения детей в ходе деятельности, оценивать ход и итог групповой работы. В зависимости от степени сформированности коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора совместной деятельности детей; участника совместной деятельности детей; консультанта, советника.

Таблица 22

Этапы формирования коллектива

I этап

II этап

III этап

IV этап

Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решитель-ные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности вос­питателя) только выявляет­ся. Преобладают развиваю­щиеся личностные отно­шения, которые подвижны и нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных от­ношений членов разных коллективов. Субъект вос­питания — педагог

Требования педагога под­держиваются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Требования педагога ста­новятся опосредованными. Организаторская функция учителя переходит к по­стоянным и временным ор­ганам коллектива (активу), создается реальная воз­можность для всех членов коллектива участвовать в управлении своей жизнью. Усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается их самостоя­тельность в ее планирова­нии и организации. Пере­живается радость творче­ства, достигаемых успехов. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддер­живает требования воспи­тателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его са­мостоятельность. Педагог способствует укреплению позиций актива и расшире­нию его состава, вовлекая детей в совместную дея­тельность, конкретизиру­ет задачи применительно к отдельным группам уча­щихся, организует и нала­живает отношения внутри коллектива. Устанавлива­ются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются гуманные отношения. Формируется коллективное самосозна­ние: «Мы — коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами. Субъект воспитания — актив

Большая часть группы по­могает педагогу корректи­ровать развитие каждого, предъявляет требования к товарищам и себе. Появляется способность к формированию обще­ственного мнения, что сви­детельствует о достаточно высоком уровне развития внутриколлективных от­ношений. Общественное коллективное мнение — совокупное оценочное мнение, выражающее от­ношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениями в жизни обще­ства и данного коллектива. Формируются гуманные отношения между отдель­ными группами и членами коллектива. Складывается благоприятный социально-психологический климат, вызывающий у детей чув­ство личностной защищен­ности, вырабатываются об­щие ценности и традиции. Коллектив имеет система­тические связи с другими коллективами в воспита­тельном учреждении и вне него. Полная самоуправ­ляемость и самоуправле­ние. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправ­ление и интерес к другим коллективам. Субъект вос­питания — коллектив

Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, созда­ются условия для развития творческой индивидуаль­ности каждого члена кол­лектива. В коллективе нет ни «суперзвезд», ни «изго­ев», хотя положение каждой личности достаточно высокое. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, дея­тельность группы все боль­ше носит общественно по­лезный характер. Каждый воспитанник предъявляет к себе определенные тре­бования, выполнение нрав­ственных норм становится его потребностью, процесс воспитания сопровождается самовоспитанием. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовос­питании и самосовершен­ствовании у каждого члена коллектива. Субъект вос­питания — сама личность

Важную педагогическую задачу составляет управление межличностными отношениями в детских группах. Развитие личных и деловых отношений способствует формированию соответствующих личностных и деловых качеств учащихся. К деловым можно отнести те отношения, которые складываются в основных видах совместной деятельности учащихся — в игре, труде, учении и других. Это руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и т. д.

Главной задачей развития личных отношений является укрепление и обогащение их нравственной основы. Решая эту задачу, педагог задает в виде образцов и действенно поддерживает необходимые нормы нравственности (доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение и т. д.), реализуя их в системе личных и деловых отношений учащихся.

В процессе формирования коллектива важно также, чтобы цели развития и жизни детского коллектива ставились четко и увлекательно. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией «завтрашней радости». По сути, это постановка близких, средних и далеких целей. Перспектива в педагогическом смысле — это такие цели, задачи, дела, которые отвечают потребностям развития личности, группы детей, соответствуют уровню их развития, возрастным и индивидуальным особенностям. Эти перспективы должны быть увлекательны, личностно и общественно полезны. Перспективы выбираются самими детьми, например, при помощи коллективной «разведки» дел. В результате появляется план конкретных дел, рассчитанных на участие каждого, на проявление инициативы и самостоятельности в их выполнении. Близкая перспектива должна обязательно опираться на личную заинтересованность каждого участника. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Это может быть, например, воскресная прогулка, посещение театра, интересная игра, соревнование и т. п. Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Например, летняя поездка (экскурсия) на самостоятельно заработанные деньги. Дальняя перспектива — перспектива на еще более длительное время.

На всех стадиях развития группы до уровня коллектива возникают сплачивающие группу традиции. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают групповые ценности, украшают жизнь группы и т. п. Традиции — характерный признак третьего этапа развития коллектива. Они должны «изобретаться» так, чтобы воспитанникам казалось, что «изобретают» они (А. С. Макаренко). Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи выпускников, праздник

Последнего звонка, День знаний и т. п.).

Управляя формированием детского коллектива, педагог должен соблюдать определенные технологические правила (см. схему 71).

Правила управления формированием детского коллектива

Осуществлять диагностику развития группы, характера внутри-групповых отношений

Определять социально значимые, привлекательные для учащихся цели и перспективы развития группы, планировать и стимулировать деятельность коллектива

Разумно сочетать педагогическое руководство с есте­ственным стремле­нием воспитанников к самостоятельно-сти, независимости, инициативе и само­деятельности. Обеспечивать органичное сочета-ние управления и самоуправления

Тактично осущест­влять педагогическое руководство ученическим само­управлением

Опираться на коллектив учителей и дру­гих воспитателей, работающих в данном классе, включать коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживать постоянную связь с семьями воспитанников

Контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе внутри-коллективных отношений. Развивать как деловые, так и личные взаимоотношения воспитанников

Схема 71