logo search
Печатные СМИ

8. Требования, предъявляемые к шрифтам, используемым в печатных сми.

Требования, предъявленные к шрифтам

Любое печатное издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного характера. Правильное использование шрифта играет важную роль. Прежде всего, он должен быть красивым и удобочитаемым.

Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, на полосе.

Производственно – технико - технологические требования к шрифтам – это точность воспроизведения графики шрифта в разных способах печати: высокой, глубокой, плоской, трафаретной. Значащими факторами для шрифтов являются также механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Гигиенические требования к типографским литерам в полиграфии принято оценивать понятиями «удобочитаемость» и «четкость». Последнее определение имеет отношение к легкости, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобочитаемость – более широкое понятие, имеющее отношение к легкости, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость связана с написанием текста, расположением и длиной строк, а также со стилем изложения.

Однако с точки зрения типографики удобочитаемость зависит от:

- начертания букв. Стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы. Курсивное начертание знака затрудняет его узнаваемость;

- кегля. Чем он крупнее (в пределах разумного) тем лучше;

- длины строки. Узкие колонки глаз воспринимает лучше широких;

- интерлиньяжа (расстояния между строками). Большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кегля до вдвое большего;

- контраста между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше;

- текстуры бумаги, которая не должна мешать восприятию знаков и быть навязчивой;

- связи между шрифтом и другими элементами оформления полосы. Она должна быть очевидной, логичной и функциональной. Удобочитаемость текста и восприятие оформительских элементов призваны не мешать, а усиливать восприятие;

- соответствие шрифта содержанию текста. При выборе написания букв необходимо учитывать его индивидуальность. Так, об абстракционизме нелогично писать старославянскими буквами.

Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любого издания. Другие имеют более ограниченное применение. При этом у всех своя индивидуальность, специфическая окраска.

Кегль, длина строки и интерлиньяж регламентированы для различных изданий отраслевыми стандартами. Однако каждый дизайнер имеет и свои предпочтения. Многие из них считают, что для их работы годятся лишь определенные шрифты.

Исследования показали, что начертание и кегль, а также длина строки и размеры пробелов между словами серьезно влияют на чтение. Так, для детей дошкольного возраста нужны четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, а для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль может быть снижен.

Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. На вопрос, какой шрифт в названии текста, лучший ответ – удобочитаемый, но с учетом смысла заголовка.

При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала: фактуру и цвет поверхности. Возможности различных способов печати также нельзя игнорировать. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.

Также требуется, учитывать какое произведение вы будете печатать. Если это детское произведение, то необходимо печатать крупными буквами, если же для людей по старше, у которых качество и скорость чтения больше, размер шрифта можно уменьшить.