Комментарии
1.В дальнейшем вы неоднократно встретите термин «рефракция». Рефракция, как пишет Бэйтс, это преломление световых лучей в оптической системе глаза. Более точным было бы под рефракцией понимать преломляющую силу оптической системы глаза. Эта преломляющая сила измеряется условной единицей - диоптрией.
2.Когда мы имеем дело с отклонением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) от нормы, то речь следует вести о появлении аномалии рефракции. Этот термин вы также неоднократно встретите в последующем. Поскольку при близорукости, дальнозоркости и астигматизме происходит именно такое отклонение рефракции от нормы, то все они являются аномалиями рефракции. Поэтому следует учесть, что всякий раз, когда в книге будет заходить речь об аномалиях рефракции в целом, то близоруким, дальнозорким и людям, страдающим астигматизмом, надо знать, что все сказанное непосредственно касается их.
При этом не специалистам необходимо твердо усвоить, что наряду с принятыми в обиходе терминами «близорукость», «дальнозоркость» и «старческое зрение» в офтальмологии используются также профессиональные термины, менее известные широкому читателю - в данном случае соответственно «миопия», «гиперметропия» и «пресбиопия». То есть, близорукость - это то же самое, что и миопия, дальнозоркость - гиперметропия, а так называемое старческое зрение - пресбиопия.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что Бэйтс считает пресбиопию (старческое зрение) формой гиперметропии (дальнозоркости) (см. главу 16). Такой подход Бэйтса позволяет ему рекомендовать для лечения пресбиопии практически те же самые упражнения, что и в случае гиперметропии. Одинаковый подход к лечению пресбиопии и гиперметропии нашел свое отражение и в книгах целого ряда его последователей. Повидимому, из сказанного можно сделать вывод, что когда Бэйтс упоминает об аномалиях рефракции в целом, то он, в частности, имеет в виду и пресбиопию (см., например, предпоследний абзац главы 1).
3.Говоря другими словами, аккомодация - это способность (свойство) глаза фокусировать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых предметов, расположенных на различном расстоянии от глаза, т.е. видеть хорошо и вдаль и вблизи [Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1986. - С. 100]
4.Указание Бэйтсом именно 1916 года, по всей видимости, связано с тем, что в 1912-1921 гг. в ряде серьезных американских медицинских журналов выходит целая серия публикаций Бэйтса, где он жестко критикует общепринятые теории причин возникновения и методов лечения некоторых видов нарушения зрения, в том числе и близорукости.
5.Поскольку изложить подробно все сведения, касающиеся строения глаза, его работы и т.д., не представляется возможным, было бы хорошо, если бы вы для более полного понимания положений книги Бэйтса воспользовались дополнительной литературой (например, указанной выше книгой Ковалевского Е. И. и т. п.) или, что лучше, обратились бы с возникшими вопросами к специалисту.
В то же время необходимо отметить в самом начале чтения книги, что, говоря словами самого Бэйтса (см. главу 20), вовсе необязательно, чтобы люди «поняли все, что было написано в этой или другой книге. Все, что необходимо - это следовать нескольким простым правилам». Далее (в главе 22, посвященной методам лечения нарушений зрения школьников) он уточняет, что «ни инспекторам школ, ни учителям, ни детям нет необходимости набираться каких-либо сведений о физиологии глаза».
- 1. Теория и факты
- 3.Правда об аккомодации
- 5. Что дают нам очки
- 7. Напряжение
- 9. Пальминг
- 10.Вспоминание как помощь зрению
- 11.Мысленное представление как помощь зрению
- 12. Перемещение и раскачивание
- Методы перемещения
- Иллюзии формы
- Иллюзии численности
- 14. Зрение при неблагоприятных условиях
- 16.Пресбиопия: ее причина и лечение
- 17. Косоглазие и амблиопия: причина их возникновения
- 19. Плавающие частички: их причина и лечение
- 21. Лечение в школах: методы, обманувшие надежды
- Правила применения в школах проверочной таблицы для улучшения зрения
- 23. Психика и зрение
- 24. Базовые принципы лечения
- Комментарии
- Введение
- 1. Основные принципы расслабления для всех
- Соляризация
- Вспоминание и мысленное представление
- 2.Как работает нормальный глаз
- Перемещение
- Психическое расслабление
- Выводы
- Упражнения для исполнения утром после пробуждения
- Краткое изложение правильных привычек зрения
- Краткое резюме по урокам чтения
- Для дальнозорких
- 5. Быстрое чтение
- 7. Косоглазие
- 8. Особые проблемы зрения
- Как смотреть телевизионные передачи и кинофильмы
- 9. Серьезные состояния и слабое зрение
- 10.Заключение
- Комментарии