logo
otvety_otechka

15. Советская публицистика второй половины 1950 - середины 1980-х гг. Творчество в.М. Пескова, г.Г. Радова, в.Г. Распутина.

Литература второй половины 1950-х - первой половины 1960-х годов была порождена идеологическими, эстетическими и моральными изменениями в стране и стала отличаться жанровым многообразием Происходят определенные изменения в прозе - оформляется «лирическая проза», «молодежная проза» . Публикации в толстых журналах (например, в журнале «Новый мир») заставляют говорить о появлении «лагерной прозы». Появляется «деревенская проза» (Ф А Абрамов, Б А Можаев, В И Белов, В М Шукшин, С П Залыгин, В Г Распутин). В эти годы второе рождение переживает поэзия А Т Твардовского и К М Симонова, появляются в печати поэтические произведения С С Орлова, Б А Слуцкого и др . В самом начале 1950-х годов появляется новая публицистика - очерки «Районные будни» В В Овечкина и др. Данная литература размыла миф о духовном монолите идеологического, мировоззренческого, однородного мышления советского общества Писатели стали отличаться не только «творческим почерком» и «уровнем мастерсгва», но и разными гражданскими позициями, политическими убеждениями, эстетическими взглядами Эти произведения вполне осуществили свое эстетическо-идеологическое и нравственно-педагогическое предназначение Они подтвердили, что не будет возврата к прошлому, станет нравственно невозможной романтизация насилия и ненависти, попытка сконструировать «идеального героя» Советское общество узнает о существовании конфликта не только между хорошим и отличным Постепенно возрождается внимание к маленькому «рядовому» человеку, к его заботам и радостям Литературные течения второй половины XX века носят быстротечный характер, появляются и исчезают в зависимости от той или иной ситуации (литературной, общественной, политической и др. Василий Михайлович Песков - известный писатель и журналист, знаток природы, запечатлевший в слове и на фото самые яркие и самые тонкие оттенки среднерусских закатов и восходов, бурь и неспешного течения российской жизни. Индивидуальный почерк В. Пескова, являющегося постоянным автором рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда», выделяется особым лиризмом. В своих природных зарисовках он - главный документальный герой, который с увлечением делится своими интересными наблюдениями и находками. К художественным средствам изображения в очерках В. Пескова относится пейзаж. Он выступает в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Г.Г. Радов - значительная литературная фигура рубежа второго и третьего тысячелетий. Публицист, литературный критик, автор одиннадцати романов, а также многочисленных рассказов, эссе и статей, он с самого начала писательской карьеры показал себя ярким и неординарным литератором. Проза Радова вызывала споры среди читателей, издателей и исследователей самых разных направлений на всем протяжении его творческой деятельности: одни называли его «ярчайшим представителем русского постмодернизма», другие требовали признать модернистом. Писательская сущность Егора Радова, с одной стороны, откликалась на перекомбинирующие и истощающие культурную реальность постмодернистские игры, с другой же, агрессивно стремилась изменить мир, внося в него сугубо личностный, индивидуальный вклад модернистского сознания. Для творчества Валентина Григорьевича Распутина характерна разработка морально-этических и нравственных проблем. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности. Первые публикации материалов В. Распутина в газетах не случайно совпали с годами учёбы в университете. Занятия журналистикой перешли затем в самостоятельное литературное творчество. «От фактографического очерка я переходил к рассказу; к увиденному и услышанному, журналистом я стал как бы добавлять «от себя». Во мне словно проснулось авторское «Я», - скажет он потом.