19. Отечественная публицистика периода «перестройки». Творчество а.И. Солженицына, а.Д. Сахарова, ч. Айтматова, с.П. Залыгина и др.
Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 году, воспринималась большинством граждан СССР как долгожданное событие, реализация надежд поколений, еще помнивших «оттепель» 50-60-х годов, сменившуюся так называемым «застоем». ажнейшим завоеванием перестройки стала гласность, провозглашенная в постановлении ЦК КПСС «О новом политическом мышлении». Публицистика, как вид общественно-политической, творческой деятельности, была не способна оставаться в стороне от обсуждения важнейших вопросов социально-экономического и политического развития страны. «Иного не дано» – вот квинтэссенция отношения публицистов к процессам, происходившим в годы перестройки. Освободившись от идейно-политического диктата, публицистика становится как никогда востребованной. В 1988 г. один за другим выходят сборники публицистики, где поднимаются наиболее острые вопросы коренной перестройки всех сфер жизни советского общества. Среди авторов этих сборников были писатели С.П. Залыгин, Ч. Айтматов. А в 1990 г. публикуется статья А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» и основные публицистические статьи и выступления А.Д. Сахарова , что стало значительным событием для общественного сознания перестройки. Для Залыгина важным является процесс показа человека в полной и теской связи с действительностью, современностью, особенно с природным миром во всех мелочах и деталях, в постоянном труде и в мыслях, наедине с пейзажной красотой, в ежедневном быту и в отношениях с другими людьми. Для всех его героев природа — это не фон, не приложение, не декорация, а конкретный материальный мир, место трудовой деятельности, живая реальность, действующая на слух и вкус, обаяние и зрение, осязание и чувства, нравственное и духовное воспитание и образование человека. В человеческой деятельности важно умение наблюдать и думать, видеть и делать выводы, понимать и отличать истинную ценность, настоящую красоту, подлинное богатство от мнимых украшений, внешних подделок, лишней суеты. В этом, считал Залыгин, подлинное и неоценимое воспитательное значение живой природы, тяга ее к установлению гармонических связей с природным в человеке, чтобы существовали и действовали умные, заботливые, продуманные, великодушные и нравственные законы природопользования. Все творчество Залыгина составляет своеобразную кольцевую композицию. Он начинал с рассказов, очерков, критических и публицистических статей, затем писал повести и романы и закончил творческую деятельность рассказами, критическими и публицистическими эссе и статьями, высказываниями, выступлениями на темы, интересующие его постоянно, о проблемах природы и человеческой нравственности, человеческого мышления о современности, истории, демократии, власти и взаимоотношений с природным миром. Творчество Залыгина отличается большим разнообразием жанров, представленных ситуаций, героев и фактов, использованных поэтических средств. Но при все разнообразии тематики, лейтмотивом творчества Залыгина является тема природы. В новой сегодняшней России проблемы, поднятые Залыгиным, актуализируются, что, несомненно, возобновит интерес и к его художественным произведениям и особенно к публицистике. Чингиз Айтматов - один из тех деятелей культуры советского, а потом и постсоветского пространства, кто приложил максимум усилий для взаимопроникновения национальных культур народов, населяющих нашу страну. Практически все произведения Чингиза Айтматова, начиная с повести «Джамиля», были опубликованы в журнале «Новый мир» конца 50-х- второй половины 80-х годов. Творчество Чингиза Айтматова притягивало к себе внимание начиная с выхода в свет первых повестей киргизского прозаика и заканчивая появлением его последних романов. Айтматов-философ, Айтматов-художник, Айтматов-личность, Айтматов-публицист - в таких ипостасях предстает писатель минувшего века в отечественном литературоведении и критике. В Чингизе Айтматове видели «новый тип художника, обладающего талантом образно воссоздать свои философские раздумья, представить сложный процесс самосознания в художественном произведении огромного интеллектуального и эмоционального воздействия, превратить это произведение в событие важного и длительного значения для общественной и культурной жизни, многонациональной общности, всего человечества». Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики. А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным,но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей,
которые предназначаются для философско-публицистического сборника». Не будет преувеличением сказать, что предметом изображения в эпосе Солженицына стал русский XX век во всех его трагических изломах — от Августа Четырнадцатого до сего дня. Но будучи в первую очередь художником, он пытается понять, как эти события отразились на русском национальном характере. «Архипелаг ГУЛаг» композиционно построен не по романическому принципу, но по принципу научного исследования. Его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории. Именно как исследователь Солженицын описывает технологию ареста, следствия, различные ситуации и варианты, возможные здесь, развитие «законодательной базы», рассказывает, называя имена лично знакомых людей или же тех, чьи истории слышал, как именно, с каким артистизмом арестовывали, как дознавались мнимой вины. Достаточно посмотреть лишь названия глав и частей, чтобы увидеть объем и исследовательскую скрупулезность книги: «Тюремная промышленность», «Вечное движение», «Истребительно-трудовые», «Душа и колючая проволока», «Каторга»….В начале 70х годов средства массовой информации в нашей стране начали массированную кампанию против А. Д. Сахарова. Его высказывания искажались, о нем и о его жене публиковались клеветнические материалы. Несмотря на это, А. Д. Сахаров продолжал свою общественную деятельность. В 1975 году он написал книгу "О стране и мире". В том же году ему была присуждена Нобелевская премия мира. В 1967 году академик начал работу над книгой, которую назвал «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". В ней он хотел отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - о войне и мире, о диктатуре, о «запретной теме» сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении окружающей среды. Это было первое произведение социально-политического характера, прорвавшееся на Запад. За книгу он был отстранен от секретной работы. Он писал: «Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество..."Таким образом, в публицистику в период «перестройки» пришли не только журналисты, но писатели, ученые-историки, академики, искусствоведы, специалисты-литературоведы и даже люди из сфер потенциально далеких от журналистики. Со страниц периодики они говорили свое, выстраданное «слово». Зачастую это «слово» было эмоциональным, оценочным, политизированным, но при этом максимально насыщенным конкретными фактами, без фальсификации и упрощенных схем. Неудивительно, что фигура не столько героя, сколько самого автора в тексте становится ключевой – в этом одна из отличительных особенностей публицистики периода перестройки.
Система СМИ в 2000-х гг. Коммерциализация СМИ. Ведущие темы журналистики 2000-х гг. Развитие Интернет-СМИ.
Коммерциализация журналистики. Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок (так, авторы одного из американских учебников журналистики рекомендуют учитывать «ожидания того рынка, для которого вы пишете»[1]), в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя. после 2000 года власть, сумев переломить статусную иерархию бизнес и медиа-элиты, взяла под свой контроль и одну, и другую элиты, а непокорным представителям этих элит сделала все, чтобы они покинули страну или были лишены рычагов влияния на экономическую или медийную политику государства (прежде всего, показательны примеры "олигархов" — владельцев медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского). Основная функция института СМИ в России на этом этапе состояла в артикуляции интересов владельцев СМИ и информировании аудиторий о текущих событиях, в том числе и политических. Конечно, до реальной объективности в подаче и "сервировке" информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ — информирование. Каждый период функционирования СМИ в России характеризовался своими собственными механизмами функционирования СМИ, и, самое главное, некими идеологическими и пропагандистскими установками, оказывавшими (в отсутствие иных развитых институтов политического участия, например, крупных политических партий) фундаментальное влияние на политический процесс. Можно с уверенностью сказать, что именно с опорой на сотрудничество со СМИ связан политический взлет ведущих российских политиков — Б. Ельцина и М. Горбачева. Кроме того, нельзя не отметить метаморфозу, связанную с ролью журналиста в политической сфере общественной жизни. самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России Интернета: если в начале 1997 г. только 0,15% россиян пользовалось Интернетом, то к 2000 г. их стало 6,3%, или 9 млн. человек. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Экономика и жизнь», журнал «Огонек», представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Возрастает и группа Интернет-медиа (т.е. СМИ, не имеющих печатных аналогов).В числе последних, возникших в самом конце XX столетия Интернет-изданий, следует назвать общероссийский журнал «Ломоносов». Этот научный, научно-популярный и образовательный журнал появился 19 ноября 2000 года в день рождения основоположника Московского университета М.В. Ломоносова. Журнал, в состав совета которого входят известные ученые, ректоры университетов, представители РАН, РАМН, ВАК России, призван способствовать более широкому профессиональному общению ученых, оперативно публиковать их доклады, письма, научные размышления. Это издание позволит гораздо полнее освещать огромный научный и образовательный потенциал российской высшей школы. Основными на его страницах стали разделы: «Новости науки и образования», «Творчество ученых», «Книжная полка», «Занимательная наука», «Твои университеты». В последнем разделе читатели найдут исчерпывающую информацию о российских и зарубежных вузах, материалы для абитуриентов всей страны, варианты вступительных экзаменов во все вузы России, СНГ и Балтии.Через Интернет стал возможным доступ не только к центральным, но и региональным, и даже многотиражным газетам, а также ко всевозможным библио текам, картинным галереям и музеям мира. Незаменимым средством обмена информацией стала электронная почта Интернета, позволяющая свободно общаться с собеседником из любого региона планеты. Открылась возможность мгновенной обратной связи, прямого участия каждого в информационном процессе.
- 2.Особенности отечественной журналистики в период становления советского режима (1921-1927 гг.). Формирование системы сми. Тематика.
- 3. Утверждение в стране тоталитарного режима, роль советской журналистики в утверждении культа личности Сталина.
- 4.Сатирическая журналистика 20-30-х гг. Основные издания, их характеристика («Крокодил», «Бузотер», «Лапоть», «Красный перец» и др.). Тематика.
- 4)Журнал "бузотер", Ленинград, Москва, ссср
- 5.Советская публицистика 1920-1930-х гг. Публицистика м.Горького, в.Маяковского, м.Е. Кольцова.
- 6. Советская публицистика 1920-19030-х гг. Публицистика и. Ильфа, е. Петрова, м.Зощенко, а. Зорича.
- 7 Журналистика второй половины 30-х
- 8.Печать русского зарубежья первой волны русской эмиграции.Основные издания. Проблематика.
- 10.Публицистика в годы Великой отечественной войны. Публицистика а.Толстого, и.Эренбурга, п. Лидова и др.
- 11. Перестройка системы сми в первое послевоенное десятилетие. Постановления цк вкп(б) в области печати в послевоенное десятилетие. Тематика.
- 15. Советская публицистика второй половины 1950 - середины 1980-х гг. Творчество в.М. Пескова, г.Г. Радова, в.Г. Распутина.
- 16.Развитие системы радиовещания и телевидения в ссср
- 18 Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 19. Отечественная публицистика периода «перестройки». Творчество а.И. Солженицына, а.Д. Сахарова, ч. Айтматова, с.П. Залыгина и др.
- 21. Современная публицистика. Деятельность 3 публицистов (по выбору студента).