logo
2014-2 семестр

Вопросы к экзамену «язык и стиль сми»

Требования к итоговой аттестации (экзамену) по дисциплине «Язык и стиль СМИ» утверждены на заседании кафедры теории и практики массовых коммуникаций. Протокол № 7 от 18.05.2012г.

  1. Тенденции изменения языка и стиля СМИ в конце XX – начале XXI вв. Становление понятия «язык массовой коммуникации».

  2. Методы исследования текстов СМИ (наблюдение, контент-анализ, моделирование, эксперимент, семантико-стилистический метод, дискурсивный анализ, концептуальный анализ и др.).

  3. Медиалингвистика: определение и содержание понятия. Понятие речевой культуры и коммуникативной компетентности журналиста. Медиалингвистические особенности текста как показатель речевой культуры журналиста.

  4. Лексикографическая норма. Использование словарей разного типа в деятельности журналиста. Анализ словарей нового типа. Понятие языковой и речевой правильности. Ортологические нормы, их влияние на речевой имидж журналиста.

  5. Базовые ценности в разных типах СМИ. Концептуальный анализ текстов СМИ: ценности, коммуникация, этика. Критерии эффективности коммуникации в СМИ. Соблюдение коммуникативных норм.

  6. Язык социального статуса в СМИ. Речевой этикет и речевая культура. Особенности делового общения в СМИ. Особенности языка и стиля деловой журналистики.

  7. Основные особенности коммуникативного поведения журналиста в разных типах СМИ. Средства и способы речевого воздействия в разных типах СМИ. Коммуникативные барьеры и неудачи в процессе воздействия.

  8. Специфические черты языка и стиля современных печатных СМИ. Выразительные средства языка прессы. Разностильность как прием и ошибка в журналистике.

  9. Особенности радио и телевидения как средств массовой коммуникации. Специфические черты языка и стиля радио, телевидения (на выбор).

  10. Интернет-СМИ как специфический тип коммуникации. Сетикет как показатель речевой культуры журналиста. Влияние интерактивности на язык и стиль общения журналиста с аудиторией.

  11. Кооперативное и некооперативное речевое поведение в массовой коммуникации. Принцип вежливости в коммуникативном кодексе журналиста. Сотрудничество адресанта и адресата в тексте СМИ.

  12. Языковая личность журналиста. Языковые средства создания речевого имиджа журналиста.

  13. Когнитивно-дискурсивные особенности разных жанров СМИ: лингвокогнитивный и социолингвистический аспекты.

  14. Понятие медиаобразования и медиаграмотности журналиста. Их связь с языковой и коммуникативной компетентностью и отражение в тексте СМИ.