Вопросы к экзамену «язык и стиль сми»
Требования к итоговой аттестации (экзамену) по дисциплине «Язык и стиль СМИ» утверждены на заседании кафедры теории и практики массовых коммуникаций. Протокол № 7 от 18.05.2012г.
Тенденции изменения языка и стиля СМИ в конце XX – начале XXI вв. Становление понятия «язык массовой коммуникации».
Методы исследования текстов СМИ (наблюдение, контент-анализ, моделирование, эксперимент, семантико-стилистический метод, дискурсивный анализ, концептуальный анализ и др.).
Медиалингвистика: определение и содержание понятия. Понятие речевой культуры и коммуникативной компетентности журналиста. Медиалингвистические особенности текста как показатель речевой культуры журналиста.
Лексикографическая норма. Использование словарей разного типа в деятельности журналиста. Анализ словарей нового типа. Понятие языковой и речевой правильности. Ортологические нормы, их влияние на речевой имидж журналиста.
Базовые ценности в разных типах СМИ. Концептуальный анализ текстов СМИ: ценности, коммуникация, этика. Критерии эффективности коммуникации в СМИ. Соблюдение коммуникативных норм.
Язык социального статуса в СМИ. Речевой этикет и речевая культура. Особенности делового общения в СМИ. Особенности языка и стиля деловой журналистики.
Основные особенности коммуникативного поведения журналиста в разных типах СМИ. Средства и способы речевого воздействия в разных типах СМИ. Коммуникативные барьеры и неудачи в процессе воздействия.
Специфические черты языка и стиля современных печатных СМИ. Выразительные средства языка прессы. Разностильность как прием и ошибка в журналистике.
Особенности радио и телевидения как средств массовой коммуникации. Специфические черты языка и стиля радио, телевидения (на выбор).
Интернет-СМИ как специфический тип коммуникации. Сетикет как показатель речевой культуры журналиста. Влияние интерактивности на язык и стиль общения журналиста с аудиторией.
Кооперативное и некооперативное речевое поведение в массовой коммуникации. Принцип вежливости в коммуникативном кодексе журналиста. Сотрудничество адресанта и адресата в тексте СМИ.
Языковая личность журналиста. Языковые средства создания речевого имиджа журналиста.
Когнитивно-дискурсивные особенности разных жанров СМИ: лингвокогнитивный и социолингвистический аспекты.
Понятие медиаобразования и медиаграмотности журналиста. Их связь с языковой и коммуникативной компетентностью и отражение в тексте СМИ.
- Язык и стиль сми (магистратура) планы практических занятий (2 семестр)
- Практическое занятие № 1 (2 часа) Языковая личность журналиста: речевая культура и коммуникативная компетентность
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 2-3 (4 часа) Выразительные средства языка и стиль печатных сми
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 4-5 (4 часа) Выразительные средства языка радио и телевидения
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 6 (2 часа) Выразительные средства языка Интернет-сми
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 7 (2 часа) Сотрудничество адресанта и адресата в тексте сми. Языковые средства создания речевого имиджа
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 8 (2 часа) Когнитивно-дискурсивные особенности разных жанров сми: лингвокогнитивный и социолингвистический аспекты
- Литература (список открытый)
- Практическое занятие № 9 (2 часа) коллоквиум Язык и стиль сми: проблемы и перспективы развития
- Литература (список открытый)
- Контроль по дисциплине (2 семестр)
- Примерные проблемы для домашней работы
- Вопросы к экзамену «язык и стиль сми»
- Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины Основная литература
- Дополнительная литература