I.Состояние книгораспространения на современном этапе, положительные и отрицательные тенденции в книжном бизнесе
Сегодня инфраструктура книжного бизнеса претерпевает изменения. Так, книготорговая система РСФСР в 1989-90 гг. насчитывала почти 8,5 тыс. книжных магазинов, входящих в разные структуры торговли, самой крупной из которых была структура оптовых и розничных предприятий объединений «Союзкнига» и «Роскнига». К 2000-му году количество книжных магазинов в стране упало до 6 тыс., из которых лишь не более 3,5 тыс. сохранили книготорговый профиль. Например, в «Москниге» в 1990 году числилось 208 книжных магазинов, из них к 2000 году осталось в работать в качестве книжных менее 70. Сегодня общее число книжных магазинов в России оценивается на уровне 3600.1
Наиболее успешными региональными предприятиями распространения издательской продукции являются оптовые и розничные фирмы Новосибирской, Свердловской, Ростовской областей, а также республик Татарстан и Башкортостан.
На книжном рынке осуществляют торговлю печатными и электронными изданиями около 20 крупных и 200 менее мощных оптовых предприятия, снабжающих розничные торговые точки. Ассортимент предприятий оптового звена недостаточен для полноценного обеспечения розничных предприятий и не охватывает всю выпущенную издательскую продукцию. Часть изданий предназначена для поставки «под заказ». Многие российские оптовики имеют розничные сети, библиотечные коллекторы или интернет-магазины.
Основной разновидностью розничных предприятий распространения печатных и электронных изданий, занимающих наибольшую долю на книжном рынке, - независимые книжные магазины. Быстрое развитие книготорговых сетей позволяет говорить о сетевых магазинах как о перспективном канале распространения печатных и электронных изданий. В совокупности независимые, сетевые магазины и торговые точки в некнижных магазинах составляют 70% от общего объема продаж издательской продукции страны. Также отмечаются предпосылки роста доли интернет-торговли в структуре розничных продаж за счёт традиционных форм торговли. 2
Из отрицательных тенденций в книжном бизнесе на данный момент можно выделить тот факт, что многие эксперты полагают, что 2010 год по некоторым
параметрам был даже хуже, чем кризисный 2009 год. Так, в прошедшем 2010 году произошло снижение спроса на книги уже и в Москве, обеспечивающей более 40% продаж на книжном рынке России. На фоне падения спроса на книги в столице, в регионах наблюдалась определенная стагнация. В 2009 г. картина была иной: продажи падали в регионах при практически не изменившемся объеме книжных продаж в Москве. При этом большинство издательств отметило стабилизацию положения дел с финансовыми расчетами с контрагентами. В 2010 г. неплатежи со стороны книготорговцев проблему массового характера уже не представляли. Также снижение покупательской активности и уменьшение посетителей книжных магазинов. Причиной данного явления служит повышение стоимости потребительской корзины и соответственное снижение спроса на книги, особенно в специализированных магазинах (научно-технической, учебно-педагогической, медицинской книги).
Особенно сильное влияние на посещаемость книжных магазинов оказали также аномальные погодные условия, сложившиеся летом2010 г. Книготорговцы считают, что уменьшение числа посетителей в книжныхмагазинах и их низкая покупательская активность также объясняется снижением интереса к чтению книг и подъемом среднеотраслевых цен на книги. Большая часть книготорговцев говорит об уменьшении размера среднего чека в 2010 г. на 5-20% и практически все отмечают сокращение продаж в натуральном выражении. По мнению участников рынка, частично повлияло на падение продаж смещение в 2009-2010 гг.некоторых книжных магазинов в районы с низким покупательским потоком.
Еще одной заметной тенденцией развития книгораспространения вЕще одной заметной тенденцией развития книгораспространения в прошедшем
году является уточнение большинством независимых книжных магазинов структуры своего ассортимента исходя из изменившегося спроса. Подверглись некоторому сокращению разделы деловой (экономика, юриспруденция, бухгалтерский учет),технической (компьютерная тематика) литературы, учебных изданий для высшей школы. Отчасти уменьшились отделы художественной литературы и подарочных книг. Одновременно увеличился объем выкладки в торговых залах изданий для детей и юношества. Своеобразные изменения происходили в 2010 г. в ассортименте региональной книжной торговли, где существенную долю в товарообороте стали составлять сопутствующие товары – канцелярские принадлежности, игрушки, развивающие игры, товары для детского творчества. Примерно половина независимых региональных книготорговцев полагает, что для обеспечения рентабельности книжного магазина под сопутствующие товары должно отводиться не менее 30-50% торговой площади. Большинство независимых книготорговых предприятий в регионах констатирует усиление конкуренции со стороны неспециализированных розничных сетей (FMCG,киоски «Роспечать»). Многие местные независимые книготорговцы указывают на усиление активности на региональных книжных рынках федеральных сетей, а некоторые полагают, что серьезная угроза их бизнесу исходит от интернет-магазинов.
Также нужно выделить, что динамика книжного рынка до сих пор остаётся отрицательной. По мнению многих книготорговцев, пережив 2009 год, книжная отрасль рассчитывала,что дальше ситуация будет улучшаться. Первая половина 2010 года оправдывала эти ожидания, однако из-за аномальной жары (особенно в Центральном и Северо-Западном регионах) и отсутствия традиционного повышения спроса на книги осенью-зимой 2010 г.позитивным прогнозам не суждено было оправдаться.У специалистов отрасли по-прежнему не существует единой точки зрения в отношении его объема в рублевом исчислении: оценки колеблются от 63,1 до 87,9 млрд руб.
Также в отношении роли отдельных каналов книгораспространения у экспертов также нет единого мнения. Попыткаопределить консолидированную позицию участников рынка по данному вопросу представлена на рис. 1
Рис. 1
По мнению большинства экспертов, наибольшую долю на рынке в 2010 г. по-
прежнему занимали независимые книжные магазины, а их доля выросла с 39% до 42%.При этом эксперты издательства «Эксмо» придают этому каналу еще больший вес – до 46%, а специалисты журнала «Книжная индустрия» вообще называют цифру 55% (правда, включая в этот сегмент магазины независимых книготорговых сетей). Напротив,специалисты ОЦ «Московский Дом книги» склонны снизить оценку данного канала до 20%.Второй по значимости канал – книготорговые сети, несколько потерявший свой вес ввиду закрытия большого числа сетевых магазинов в течение в 2009 года, в 2010 году значительно укрепил свои позиции и прибавил 4% – с 20% до 24% (эксперты ОЦ «МДК» считают, что данный канал обеспечивает 50% всех продаж в книжной торговле).
Доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров
повседневного спроса), выросшая в 2009 г. с 10% до 12%, сохранила свои позиции и в2010 г. Несколько выросла по сравнению с 2009-м (с 7% до 10%) доля канала
библиотечных продаж. Рост этой доли, по видимому, можно объяснить сокращением продаж в других каналах книгораспространения. Журнал «Книжная индустрия» оценивает объем этого канала в 12%, однако некоторые эксперты полагают, что эта доля несколько завышена и не может составлять 10,5 млрд руб. в денежном исчислении (от 87,9 млрд руб.).
Интереснымнения участников рынка в отношении доли канала интернет-продаж. В 2009 г. специалисты отрасли оценивали его в 8% и говорили о его двухпроцентном росте по отношению к 2008 году. В этом году эксперты издательства «Эксмо» вновь отводят этому каналу не более 6% продаж (т. е. фактически признают двухпроцентное снижение к уровню 2009 г.), а специалисты журнала «Книжная индустрия» вообще дают этому каналу 5%. На наш взгляд, доля интернет-продаж составляет сегодня около 6% рынка, а почтовые продажи (продажи по каталогам и книжные клубы) – около 3%. Надо полагать, что наступление электронной эры будет способствовать дальнейшему увеличению доли интернет-торговли в структуре каналов книгораспространения, причемторговле уже не только традиционной, но и электронной книгой.3
Характерной чертой кризисного периода стало возвращение издателей к практике«нецивилизованных» форм книгораспространения, характерных для 1990-х гг. В частности, получил второе рождение такой старый, но довольно успешный канал, как книгоношество. Данный способ сегодня активно используют издательства «АСТ», «ОЛМА Медиа Групп», «Белый город» и др. Еще одна «архаичная» категория, которая также оказывает влияние на продажи, – это так называемые «книжные рынки» («Олимпийский» в Москве и аналогичные рынки в региональных городах). Совокупная доля указанных каналов в структуре распространения, по оценке участников рынка, составляет сегодня около 3%.
Тем временем, по мнению издательства «ОЛМА Медиа Групп», число розничных книготорговых предприятий в 2010 г. сократилось примерно на 6%, в то время как количество книжных точек в крупных торговых центрах выросло приблизительно на 3%.
Существует более оптимистичная оценка числа книжных магазинов, предложенная журналом «Книжная индустрия», согласно которой число стационарных книготорговых точек в России достигает 4400. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в Москве по количеству торговых точек преобладают сети книжных магазинов издательства «АСТ» («Буква»), в Санкт-Петербурге – сеть книжных магазинов «Буквоед» (издательство «Эксмо»).
Согласно данным издательства «ОЛМА Медиа Групп», лидирующую позицию в рейтинге экземплярных продаж по итогам 2010 г. заняла художественна литература (42%), на втором месте оказалась справочная литература (22%), на третьем – литература для детей и юношества (16%). Следом за ними идут учебная (5%) и научная (1%) литература. На долю остальных видов литературы приходится 14% от общего объема экземплярных продаж в 2010 г.
Как отмечают издатели и книготорговцы, наиболее продаваемые книги находятся сегодня в низком и среднем ценовых сегментах – от 50 до 200 и от 200 до 500 руб. В общей сложности на них приходится более 70% продаж. Как видно из рис. 30, книги низшего ценового сегмента (до 50 руб.) составляют примерно 9% продаж. Дорогие книги (от 500 руб. и выше) составляют около 18% совокупных продаж.
Среди основных факторов, которые будут оказывать влияние на динамику
книжного рынка в течение ближайших 3-5 лет, следует, в первую очередь, отметить
факторы макроэкономического характера. Среди них можно назвать продолжающуюся инфляцию, в значительной степени обусловливающую рост цен на непродовольственные и, в особенности, на продовольственные товары, наличие остаточных кризисных явлений, а также трудности, связанные с проблемами самого книжного рынка. Это и неразвитость инфраструктуры как оптового, так и розничного звена книгораспространения, и достижение розничными ценами на книги психологического предела, и слабые логистические цепочки в системе доведения книг до конечного потребителя, которые не могут обеспечить спрос в отдаленных от Москвы регионах. Ну и наконец, нельзя не сказать о «постоянно действующем» факторе – падении интереса населения к чтению. Участники рынка выражают надежду, что реализация предложенных на круглом столе мер приведет к положительным изменениям на книжном рынке России.4