3. 2. Факторы, формирующие потребительские свойства книг и печатных изданий
Главным фактором, формирующим потребительские свойства изданий, является процесс производства. Он включает в себя три основных этапа: редакционную подготовку, конструирование изданий (выбор формата книги, шрифта, иллюстраций, подбор материалов для изготовления блока, обложки и переплета), и полиграфическое исполнение (изготовление печатной формы, печатание и переплетение книги).
3.2.1. Редакционная подготовка издания. В создании литературного произведения принимает участие не только автор, но и в обязательном порядке издательство, которое обязано обеспечить выпуск литературы на высоком идейном, научном и художественном уровне.
Редакционная подготовка издания состоит в обеспечении полноценного содержания будущего издания. В редакционную подготовку книги входят такие процессы, как составление ее проспекта, написание книги, рецензирование и редактирование.
Проспект книги это ее развернутый план. Подготовленный автором проспект рассматривается издательством, в него вносятся необходимые дополнения и изменения, проводится рецензирование представленной рукописи с целью определения актуальности, общественной ценности и ожидаемой реализуемости будущей книги.
Редактирование книги в целях придания ей наибольшей четкости, доступности и выразительности это заключительная фаза первого этапа ее подготовки к изданию. Сюда входит сокращение текста до нужного объема, идейно-смысловые, логические, стилистические и другие исправления. После редактирования рукопись поступает в технический отдел на художественное и техническое оформление. Там же разрабатывается конструкция блока книги и переплета, и подбираются необходимые материалы для их изготовления.
Редакционная подготовка изоизданий в принципе подобна редакционной подготовке книги, но имеет свои особенности вследствие небольшого объема текста или полного его отсутствия.
Так постепенно в издательстве авторский оригинал рукописи превращается в издательский оригинал произведения.
3.2.2. Конструирование книги. Конструирование издания наиболее ответственный этап обеспечения оптимальных потребительских свойств с учетом требований читателей и торговли. Авторский текст, прежде чем стать издательским оригиналом, подвергается профессиональной художественной и технической обработке. В задачи отдела оформления входит построение книги как системы, т. е. гармонизация ее внешнего и внутреннего вида с содержанием текста и читательским назначением.
На потребительские свойства книг на этапе конструирования влияют: формат издания, вид шрифта и иллюстраций, аппарата книги, материалы для изготовления блоков и обложки, конструирования переплета.
Конструированием книги занимаются художники-конструкторы (дизайнеры), художники-графики, фотографы, технические редакторы издательств, которые работают в тесной связи с автором рукописи, ее ведущим редактором, специалистами в области полиграфии.
Художественный редактор подбирает в зависимости от читательского адреса подходящий шрифт для текста, формирует его структуру, разбивает текст с помощью зрительных элементов на смысловые блоки, дополняет в нужных местах иллюстрациями, формирует внешний вид книги и «вход» в нее. Художественная структура книги различна в зависимости от ее потребительского назначения. Не могут быть одинаково оформлены, например, брошюра, содержащая нормативы по строительным работам, альбом с репродукциями картин и бестселлер, который читают в автобусе или электричке.
Технический редактор формирует аппарат книги, т. е. оснащает текст средствами поиска и ориентации в текстовом массиве, осуществляет верстку (техническую разметку) рукописи для типографии. В отделе оформления конструируется переплетная крышка, и подбираются материалы для изготовления блоков и обложки.
Рассмотрим основные факторы, формирующие потребительские свойства книг на этапе конструирования более подробно.
Важнейшим исходным моментом в процессе проектирования издания является выбор его формата. Формат изданий это его размер по ширине и высоте в миллиметрах. Формат книги получают фальцовкой (сгибанием) стандартного листа бумаги в несколько раз после печатания. Если лист согнуть три раза (каждый раз перпендикулярно предшествующему сгибу), то доля листа будет 1 / 8, четыре раза 1 / 16, пять 1 / 32. Наиболее популярными в настоящее время являются книги, вытянутые по вертикали или соответствующие классическим пропорциям 2 : 3 (формат 60 х 90 / 16), 3 : 5 (формат 75 х 90 / 32) , 13 : 20 (форматы 70 х 90 / 32 и 84 х 108 / 32). Эти форматы отвечают современному эстетическому восприятию, но и соответствуют современным гигиеническим требованиям, способствуют экономичности издания, благодаря высокому коэффициенту запечатки бумаги.
Формат определяет такие эргономические свойства издания, как удобство пользования, ношения и хранения. Книгу большого формата удобно читать или рассматривать только за рабочим столом; она не всегда умещается в книжном шкафу, не портативна. Наоборот, книгу сравнительно небольшого формата можно при чтении держать в руке; ею можно пользоваться не только дома или в читальном зале, но и в вагоне; она занимает мало места и на письменном столе, и на книжной полке, и в портфеле.
Формат книги оказывает влияние и на ее удобочитаемость. Чем книга шире, тем больше длина строки, а значит, снижается удобочитаемость текста.
С форматом книги связано решение многих вопросов ее композиции, например, размер книжной полосы, величина (кегль) шрифта, размер и размещение таблиц, формул, иллюстраций, книжных украшений. В книге небольшого формата трудно, а часто и невозможно хорошо разместить сложные таблицы и формулы, хорошо воспроизвести сложные иллюстрации.
Формат книги связан и с объемом помещенного в ней литературного материала. Пусть в книге содержится только простой (сплошной) текст и в этом случае при малом формате в ней можно уместить лишь небольшой по объему литературный материал. При большом количестве материала пришлось бы или значительно увеличить число страниц в книге, или уменьшить размер шрифта. В первом случае книга получится слишком толстой, и пользоваться ею станет неудобно. Во втором случае станет труднее читать книгу.
Формат книги влияет и на ее издательскую себестоимость в зависимости от него меняются количество необходимых переплетных материалов и объем брошюровочных работ.
Таким образом, оптимальный формат книги может быть установлен только в соответствии с характером и объемом помещаемого в ней материала, с ее целевым и читательским назначением, с учетом экономических показателей, которым должно удовлетворять данное издание. Вместе с тем иногда выбирают формат, несколько отличающийся от оптимального, чтобы выделить книгу или серию из общего потока изданий аналогичного профиля.
Пропорции книжных форматов. При разработке системы целесообразных форматов встает вопрос не только об абсолютных размерах книг, но и об их пропорциях о соотношении ширины и высоты.
На протяжении веков некоторые художники и ученые утверждали, что в природе и искусстве существуют универсальные гармоничные пропорции. Они пытались найти эти пропорции и часто считали, что это им удалось. Какие же пропорции следует считать гармоничными? На этот вопрос предлагали различные ответы. Остановимся лишь на двух из них.
По одной теории, сторонниками которой являлись многие художники и ученые эпохи Возрождения (в том числе Леонардо да Винчи), гармоничны пропорции, основанные на принципе «золотого сечения» (рис. 12, левый). «Золотым сечением» называется такое деление отрезка на две части, при котором весь отрезок (АВ) относится к большей его части (АС), как большая часть (АС) к меньшей (СВ), то есть:
Применительно к книжным форматам принцип «золотого сечения» означает, что отношение ширины книги к ее высоте должно быть приблизительно равно 1:1,6.
Рис. 12. Соотношение ширины и высоты книги:
слева близкое к пропорциям «золотого сечения»;
справа принятое в DIN-форматах
По другой теории, одним из создателей которой был известный немецкий ученый Оствальд, гармоничны форматы, у которых при делении (сгибе) пополам соотношение сторон остается неизменным (рис. 12, правый). Этому требованию отвечает отношение сторон 1 : 1,41. Эта теория в свое время легла в основу так называемых ЭМ-форматов (то есть форматов, принятых по германским индустриальным нормам).
Такого рода форматы применяются во многих странах для газет, статистических и канцелярских бланков, бытовой и административной документации и тому подобных печатных изделий, но как книжные они не получили сколько-нибудь широкого признания.
Таким образом, попытки установить единые пропорции для всех книжных изданий не увенчались успехом. Чем это объясняется? Необходимость применять для книг форматы с различным соотношением сторон вытекает, прежде всего, из различных условий пользования книгой и характера помещаемого в ней материала.
Есть книги, предназначенные для изучения. Мы читаем их медленно, во многих случаях возвращаясь к ранее прочитанному материалу, переходя от текста к иллюстрациям и обратно, конспектируя содержание. Так работать над книгой удобно, если она лежит на столе. Издания этого типа можно условно назвать изданиями медленного чтения или настольными. К ним принадлежат в первую очередь произведения научной литературы и учебники. Во многих из них имеются громоздкие таблицы и формулы, сложные и многочисленные иллюстрации. Чтобы хорошо, удобно для читателя разместить такой сложный материал, часто нужны сравнительно крупные и притом широкие форматы.
Другую группу составляют книги, которые мы читаем быстро, и притом в самых различных условиях, даже в вагоне. Условно назовем их книгами беглого чтения или портативными. Мы при чтении держим их в руке, иной раз продолжительное время. К этой группе принадлежат, прежде всего, издания художественной и массово-политической, отчасти научно-популярной литературы, то есть книги с несложным по структуре текстом. Для них наиболее подходят сравнительно небольшие, соразмерные руке, удлиненные форматы. В этом случае книга не только портативна, но и имеет короткую, удобную для чтения строку.
Итак, в зависимости от способа пользования книгой и от характера помещенного в ней материала лучшими пропорциями для нее могут оказаться либо удлиненные, либо широкие (в некоторых случаях даже близкие к квадрату). Именно применение форматов с различными соотношениями сторон характерно для издательской практики, как в России, так и за рубежом.
Стандартные форматы книг и область их применения. Стандартные форматы книг по ГОСТ 5773-90 обозначают условно размером листа печатной бумаги в сантиметрах и долей листа, например, 70 х 90 / 32. Иногда формат книги выражают размерами по ширине и высоте книжного блока после обрезки в миллиметрах, например, 130 х 205.
Форматная бумага нарезается на бумажных фабриках или в типографиях из рулонной бумаги стандартной ширины: 84, 90, 100 и 108 см. В табл. 1 показаны наиболее распространенные форматы бумаги и форматы, изготовляемых из нее книг.
Таблица 1
Наиболее распространенные форматы книг в России
Размер листа, мм | Доля листа | Условное обозначение формата книги, см/доля | Размеры книжного блока после обрезки с трех сторон, мм | |
максимальные | минимальные | |||
600 840 | 1 / 16 | 60 84 / 16 | 145 200 | 130 195 |
600 840 | 1 / 32 | 60 84 / 32 | 100 140 | 95 130 |
600 900 | 1 / 8 | 60 90 / 8 | 220 290 | 205 277 |
600 900 | 1 / 16 | 60 90 / 16 | 145 215 | 132 205 |
700 900 | 1 / 16 | 70 90 / 16 | 170 215 | 155 210 |
700 900 | 1 / 32 | 70 90 / 32 | 107 165 | 100 155 |
700 1000 | 1 / 16 | 70 100 / 16 | 170 240 | 158 230 |
700 1000 | 1 / 32 | 70 100 / 32 | 120 165 | 112 158 |
840 1080 | 1 / 16 | 84 108 / 16 | 205 260 | 192 255 |
840 1080 | 1 / 32 | 84 108 / 32 | 130 200 | 123 192 |
В РФ наиболее распространены средние по величине форматы книг, точнее, два из них: 60 x 90 / 16 и 84 x 108 / 32. Оба они удлиненные.
Формат 60 x 90 / 16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 3040 листов. Он подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик.
В формате 60 x 90 / 16 выходит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, например, некоторые издания художественной и массовой политической литературы; в отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано, например, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома, однако признать его желательным нельзя.
Формат 84 x 108 / 32 тоже широко применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Особенно широко применяется данный формат для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме не больше среднего, желателен несколько меньший формат.
Рассмотрим еще формат из группы средних 60 x 84 / 16. Книга в этом формате имеет такую же ширину, как в формате 60 x 90 / 16 и такую же высоту, как в формате 84 x 108 / 32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60 x 84 / 16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он может оказаться подходящим.
Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70 x 90 / 32 и 75 x 90 / 32. При таких форматах книга вполне портативна, она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки оптимальна для шрифта не только 10 кеглей, но и 9, и 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах чаще всего используют именно эту величину шрифта, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.
Форматы 70 x 90 / 32 и 75 x 90 / 32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75 x 90 / 32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а, следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а, следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.
К форматам меньше средних относится и 70 x 108 / 32. Это широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и тому подобных.
Малые форматы 60 x 90 / 32 и 60 x 84 / 32 предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п., а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя, могут быть использованы и шире. Так, издательство «Современник» в 1980 году выпустило в формате 70 x 108 / 64 Собрание сочинений Л. Н. Толстого в двенадцати томах на тонкой словарной бумаге, которое получило высокую оценку на конкурсе искусства книги.
Но для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено не достаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кг. 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание не только приобретает неряшливый вид, книгой становится неудобно пользоваться.
Форматы больше средних весьма различны по пропорциям. Широкие форматы 70 x 90 / 16 и 75 x 90 / 16 нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).
При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности, если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70 x 100 / 16 или удлиненный формат 70 x 108 / 16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.
Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, капитальных словарей, объемистых телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например, для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы 60 x 84 / 8 и 84 x 108 / 8 могут найти применение для подобных изданий.
В большом формате 84 x 108 / 16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении (типа «Роман-газеты»). Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат.
Мы упоминали, что для изданий в улучшенном оформлении ГОСТ допускает еще ряд форматов. По своим пропорциям почти все они либо близки к квадратным, либо являются сильно удлиненными. В этом отношении они сильно отличаются от основных форматов.
Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1 : 1,6 до 1 : 1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги квадратен или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо (или почти одинаково хорошо) и притом горизонтально расположить иллюстрации с любым соотношением сторон.
Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, такие книги, которые хотят выделить из общей массы изданий, например, юбилейные издания.
Для детских иллюстрированных изданий, изданий художественной литературы и изоизданий, для разговорников, справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) расположением текста ГОСТ допускает также использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84 x 108 / 32 как бы 108 x 84 / 32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.
Таким образом, формат является важным фактором, определяющим эргономические свойства издания удобство пользования, ношения и хранения и зависит от типа и вида издания, его объема, тиража, характера помещенного в нем иллюстративного материала, читательского назначения и условий пользования книгой.
Следующий шаг формирования потребительских свойств книги на этапе конструирования типографика и подготовка иллюстраций.
Типографикой называется художественное оформление текста. К элементам художественного оформления текста относятся шрифты; конфигурации текстового набора; средства зрительного расчленения текста.
Шрифты. На удобство чтения значительное влияние оказывает шрифт книги комплект литер, воспроизводящий буквы какого-либо алфавита, знаки и цифры. Буквы латинского алфавита называются латиницей, буквы русского кириллицей.
Важнейшими графическими элементами типографского шрифта, являются основные и соединительные штрихи, наплывы, внуртибуквенные просветы и концевые элементы (рис. 13). К основным штрихам относятся толстые вертикальные линии, к соединительным тонкие горизонтальные или наклонные линии. Засечки называют разнообразные завершения основных штрихов букв.
Рис. 13. Элементы шрифта:
- Сибирский университет потребительской кооперации забайкальский институт предпринимательства
- 080402.51 «Товароведение»
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Исторические аспекты книгоиздания
- 1.1. Эволюция книги
- 1.2. Основные элементы книги в их историческом развитии
- Глава 2. Современное состояние рынка печатной продукции
- 2.1. Тенденции современного рынка
- 2.2. Классификация и характеристика современного ассортимента печатных изданий
- Глава 3. Потребительные свойства изданий и факторы, их формирующие
- 3.1. Потребительские свойства книг
- 3. 2. Факторы, формирующие потребительские свойства книг и печатных изданий
- 1 Основной штрих; 2 соединительный штрих;
- 3 Наплыв; 4 засечка; 5 концевая точка; 6 концевой хвостик; 7 внутрибуквенный просвет; 8 нижняя линия шрифта; 9 верхняя линия шрифта; 10 верхняя линия
- 12 Нижний выносной элемент
- Редакционное оформление
- Элементы текста
- Рубрикация
- Белая богиня
- Черная стрела
- Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»
- Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров
- Борис Крутиер. Крутые мысли. Афоризмы для умных и очень умных. М.: Яуза, 2004
- Глава 2. Организация издательского дела в России
- Оглавление
- Глава одиннадцатая На вершине потухшего вулкана. — Внутри кратера. — Вокруг — только океан. — Вид берега с высоты птичьего полета. — Крещение заливов, бухт, мысов и рек. — Остров Линкольна.
- Глава 4. Требования к качеству печатных изданий
- 4.1. Контроль качества печатных изданий
- 4.2. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение книг
- Заключение
- Библиографический список
- Интернет-сайты
- 080402.51 «Товароведение»
- 672086, Г. Чита, ул. Ленинградская, 16.