4.2. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение книг
Упаковка. В соответствии с ОСТ 29.2-91 «Издания книжные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» издания должны быть упакованы таким способом, чтобы обеспечить сохранность полиграфического оформления переплетной крышки и издания в целом.
Издания, имеющие на переплетной крышке конгревное, блинтовое тиснение, полиграфические изображения, стереоиллюстрации, полимерные пленки, склонные к слипанию, перед упаковкой должны быть переложены прокладками и уложены плашмя в стопу корешками в противоположные стороны.
Количество изданий в упаковочной единице должно быть постоянным для всего тиража. Масса упаковочной единицы при упаковке в бумагу, картон или термоусадочную пленку не должна превышать 8 кг, а при условии механизации погрузочно-разгрузочных работ и упаковке в ящики из гофрированного картона – 20 кг.
Для упаковки изданий следует применять бумагу, картон, термоусадочную пленку или ящики из гофрированного картона.
Для упаковки изданий, уложенных в стопу, может быть использована упаковочная бумага, мешочная бумага и картон. Издания факсимильные, миниатюрные, подписные, уникальные (юбилейные, подарочные и т. п.), альбомы, а также издания для экспортных отправок упаковываются бумагой в 2 слоя.
Скрепление упаковочного материала может быть выполнено путем обвязывания стопы полимерной лентой или шпагатом или заклеиванием клеевой лентой на бумажной основе. При упаковке в бумагу под обвязочный материал помещают картонные прокладки, количество и размеры которых определяются количеством обвязок.
Для наиболее дорогих изданий в особо художественном оформлении рекомендуется упаковка в ящики из гофрированного или гладкого (коробочного) картона толщиной 0,9 мм. Размеры ящика зависят от формата издания, а вес его вместе с книгами не должен превышать 8 кг. Если короба сделаны из гладкого картона, то для увеличения жесткости в них вставляют вкладыши. Ящик заклеивают кругом клеевой лентой по стыку верхних и нижних продольных клапанов.
Основным показателем, по которому определяют, сколько экземпляров издания надо паковать в одну стопу, является предельный вес пачки. Если при этом в стопе умещается более 15 экземпляров, то число их должно быть кратно пяти; при меньшем числе экземпляров число их должно быть кратно двум.
Для изобразительных изданий в листах установлены специфические способы упаковки.
Плакаты и наглядные пособия, напечатанные на немелованной бумаге, пакуют в закрытые пачки, укладывая их (в зависимости от формата) в один или два сгиба. Пачку заворачивают в два листа упаковочной бумаги, концы которой загибают на лицевую сторону, и перевязывают крест-накрест шпагатом. Узел располагается сбоку пачки. Под шпагат подкладывают полосы картона шириной 9–10 см со спуском их по 8–9 см на все четыре стороны.
Плакаты, наглядные пособия и другие изоиздания форматом 0,5 бумажного листа и менее укладывают в пачки на полный формат, не сгибая их.
Настенные картины, портреты большого формата (0,5 бумажного листа и больше) и комплекты наглядных пособий наматывают на картонную (или бумажную) гильзу соответствующей длины. Намотка должна быть ровной, гладкой, без выступов и впадин со стороны торцов. Пачку листов, свернутых в трубку обертывают двумя-тремя листами оберточной бумаги. Края этой бумаги заклеивают с торцов и по всей длине трубки. На торцы трубок рекомендуется наклеивать кружки из плотной бумаги.
Настенные картины, портреты, многокрасочные репродукции небольшого формата (70 x 90 / 4 и меньше) пакуют в закрытые «плоские» пачки. Каждые 50-100 экз. (в зависимости от формата издания и веса бумаги) завертывают в бумагу. Каждые три пакета по 100 экз. (или шесть пакетов по 50 экз.) обертывают двумя листами плотной упаковочной бумаги из сульфатной целлюлозы. Сверху и снизу пачки под обертку подкладывают листы картона по формату издания. Края упаковочной бумаги складывают «конвертом» и заклеивают.
Маркировка. На одну из сторон упаковки на концы обвязочного материала должен быть наклеен бумажный ярлык с нанесенной на него маркировкой.
Маркировка наносится типографским или иным способом, обеспечивающим четкое и устойчивое воспроизведение текста, на русском языке или на национальном, если издания реализуются в пределах республики. Требования по маркировке нормируются ОСТ 29.2-91.
Маркировка должна содержать следующие данные:
наименование издательства;
наименование издания с указанием, на каком языке отпечатана книга;
фамилия автора или фамилия первого автора из группы авторов (тот же порядок соблюдается при выпуске книги «под редакцией» или при наличии «составителя»);
номер тома, части или выпуска;
тип переплетной крышки (обложки);
количество экземпляров в упаковке;
наименование и адрес типографии;
номер заказа;
обозначение упаковочной бумаги;
номер упаковщика (контролера);
надпись «Не бросать».
Допускается нанесение маркировки непосредственно на упаковочный материал.
Кроме указанных данных, в правой части ярлыка должен быть напечатан условный шифр, а в левой — манипуляционный знак «Беречь от влаги». Условным шрифтом может служить номер заказа издания (в этом случае номер заказа в маркировке не проставляют).
Маркировка упаковочных единиц по договоренности с издательством может содержать выделяющиеся надписи: «Подписные издания», «Школьная библиотека», «Школьные учебники», «Выставочный фонд» и т. д.
Маркировку пакета из термоусадочной пленки следует производить вкладыванием под пленку или прочным наклеиванием ярлыка.
Транспортирование. Транспортирование упакованных пакетов должно осуществляться в закрытых автомашинах типа «фургон», в контейнерах универсальных – автомобильном, железнодорожным, водным транспортом, в контейнерах авиационных – воздушным транспортом по правилам перевозки грузов на соответствующем виде транспорта.
Пакеты должны быть плотно уложены ровными рядами одинаковой высоты по всей площади контейнера или фургона.
При погрузке и разгрузке брать пакеты за обвязочный материал не допускается.
Запрещается для перемещения пакетов применять наклонные плоскости, винтовые спуски и т. п. При применении ленточных транспортеров с углом наклона более 150 необходимо устанавливать фиксаторы, предотвращающие опрокидывание и скатывание пакетов единиц.
Хранение. Упакованные издания должны храниться в крытых сухих помещениях складов, защищенных от атмосферных осадков, почвенной влаги и прямого попадания солнечного света.
При хранении укладку следует производить таким образом, чтобы издания хранились только плашмя. При многоярусном хранении штабелей издания нижнего яруса не должны испытывать давление верхнего.
Высота штабеля на одном поддоне или щите, включая высоту поддона или щита, не должна превышать 1,8 м. Расстояние от верхнего ряда штабеля до потолка должно быть не менее 0,6 м. Расстояние от штабеля до стен и отопительных приборов – не менее 0,7 м.
Соблюдение правил упаковки, маркировки, транспортирования и хранения печатных изданий позволит сохранить качество и конкурентоспособность изданий в процессе реализации.
Вопросы самопроверки:
Перечислите гигиенические требования, предъявляемые к книге.
Каким конструктивным требованиям должна отвечать книга?
Порядок контроля качества в книготорговой сети.
Охарактеризуйте основные виды дефектов и причину их образования.
Назовите недопустимые виды дефектов.
Порядок упаковки и маркировки.
- Сибирский университет потребительской кооперации забайкальский институт предпринимательства
- 080402.51 «Товароведение»
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Исторические аспекты книгоиздания
- 1.1. Эволюция книги
- 1.2. Основные элементы книги в их историческом развитии
- Глава 2. Современное состояние рынка печатной продукции
- 2.1. Тенденции современного рынка
- 2.2. Классификация и характеристика современного ассортимента печатных изданий
- Глава 3. Потребительные свойства изданий и факторы, их формирующие
- 3.1. Потребительские свойства книг
- 3. 2. Факторы, формирующие потребительские свойства книг и печатных изданий
- 1 Основной штрих; 2 соединительный штрих;
- 3 Наплыв; 4 засечка; 5 концевая точка; 6 концевой хвостик; 7 внутрибуквенный просвет; 8 нижняя линия шрифта; 9 верхняя линия шрифта; 10 верхняя линия
- 12 Нижний выносной элемент
- Редакционное оформление
- Элементы текста
- Рубрикация
- Белая богиня
- Черная стрела
- Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»
- Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров
- Борис Крутиер. Крутые мысли. Афоризмы для умных и очень умных. М.: Яуза, 2004
- Глава 2. Организация издательского дела в России
- Оглавление
- Глава одиннадцатая На вершине потухшего вулкана. — Внутри кратера. — Вокруг — только океан. — Вид берега с высоты птичьего полета. — Крещение заливов, бухт, мысов и рек. — Остров Линкольна.
- Глава 4. Требования к качеству печатных изданий
- 4.1. Контроль качества печатных изданий
- 4.2. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение книг
- Заключение
- Библиографический список
- Интернет-сайты
- 080402.51 «Товароведение»
- 672086, Г. Чита, ул. Ленинградская, 16.