logo
начитка на ГОСы 2013г моё

18 Вопрос. Масс-медиа как средство манипуляции

Манипуляция и диалоговое отношение

Манипуляция – такой вид целенаправленного или ситуативного обусловленного психологического воздействия при последствии СМИ. Используется для одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения всей аудиотрии или какой-то ее части к принятию каких-то установок или совершению действий.

Черты манипуляции:

  1. Влияние, а не взаимовлияние

  2. Влияние сохраняет иллюзию самостоятельного принятия решения или мнения

  3. Для этого влияния используются все технические средства

Человеческой природе приущеспецифическое вопросприятие вербальной или невербальной речью. Несколько видов манипуляции: аргументацияЮ внушение, подражание, заражение, игнорирование, контраргументация, критика….

В ситуациях общественного кризиса возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. (Олежко стр. 86)

Манипулятивные технологии в СМИ

  1. Искажение или утаивание информации или полное откровенная ложь, или частичная подтасовка фактов, смещение акцентов

  2. Сокрытие намерений коммуникатора, будь это отдельный журналист или сми в целом или зависимость от власти или частных лиц

  3. Характер кумулятивного воздействия – степень информационного давления,т.е. информация последовательно связывается или предшествует особо значимой для большинства аудитории информативными потоками или в высшей степени авторитетными коммуникаторами.

  4. Мишени воздействия – эксплуатации влечений и интересов (безопасность, интересы семьи, экономическая зависисмость, уверенность в завтрашнем дне …); атака на стереотипы (национальные, статусные, половые, возрастные, классовые, профессиональные); миф о творческой деятельности СМИ

  5. Рассмотрение конкретного представителя аудитории СМИ в роли человека-микросхемы. Современный человек напоминает сверхинформативного, сверхпрагматичного, гиперрационального робота, для которого глубинные систематизированные знания заменяются информированностью. Они действуют согласно алгоритму принял-обработал-выдал-получил-практический результат. Все остальное остается за порогом восприятия. После 1985 года –началась перестройка, которая привела к краху советского союза.

Есть три группы причин, по которым манипуляция в СМИ возможна:

  1. Вызванные пристрастностью людей, работающих в сфере коммуникаций. (субъективизм). Но сумма субъективного большинства дает объективную картину.

  2. Политические, экономические и социальные условия, в которых осуществляют свою деятельность СМИ и СМК в целом. Встает вопрос о свободе журналиста в этих условиях??

  3. Когда сам процесс функционирования СМИ, состоящий из нескольких принципов: приоритетности, привлекательности тем для граждан, неординарности фактов, новизне фактов, успехах, высокого общественного статуса (чем выше источник информации, тем больше доверия). Более легкий доступ к СМИ имеют статусные лица. Противостоять манипуляции журналисты могут диалоговыми отношения с аудиториями и манипулированием потоков организацией прямых линий, диалоговые контакты.