logo search
PR в спорте на примере журнала "Старт"

1.2 Спорт как бизнес

Профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой - получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы.

В случае с клубом зависимость от результата можно ослабить следующим образом: расширить его аудиторию за счет людей, не имевших ранее представления о том виде спорта, к которому относится клуб, параллельно создав положительный персональный имидж спортсменов и руководства клуба.

Соревнования с участием клуба должны превратиться в праздник, шоу - такое, чтобы кроме непосредственно спортивной части было на что посмотреть. Нужно обеспечить широкое освещение этого шоу в СМИ. В этом случае зрители будут приходить не только ради самих соревнований, но и ради зрелища. Даже тем, кто в этом виде спорта ничего не понимает, будет любопытно.

Пример - команда Национальной баскетбольной ассоциации США «Миннесота Тимбервулвз». «Волки» регулярно не попадали в плей-офф, постоянно находились на нижних строчках турнирной таблицы дивизиона, однако трибуны их домашней арены ломились от зрителей, а сувенирная продукция шла «на ура» как атрибут модного, веселого человека. Шоу на их играх, благодаря регулярному показу его элементов по телевидению и восторженным рецензиям в других СМИ, имело репутацию лучшего в Америке.

Как козырь для создания имиджа клуба можно использовать инфраструктуру. Например, комфортабельный стадион.

Вам это ничего не напоминает? По мне, так это в точности повторяет логику завлечения народа на курорты. PR, создание инфоповода, зрелища, которое завораживает. Это позволяет найти схожие черты с туристическим бизнесом (к примеру) очень похожим по бизнес-модели на спорт. Будь то хоккей, футбол или баскетбол. А все бизнес-отношения в спорте строятся на «купле-продаже », как упоминалось ранее.

Интерес бизнес-аудитории (как известно, весьма платежеспособной) можно привлечь позиционированием клуба в прессе как бизнес-предприятия.

Среди бизнес-элиты всего мира, независимо от клубных пристрастий, модно посещать игры футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», проводить деловые встречи и даже переговоры в ложах уникального стадиона «Олд Траффорд». Этому весьма способствует тот факт, что «Манчестер» - не только одна из самых сильных команд Англии, но и очень успешное бизнес-предприятие. Клуб всячески старается поддерживать такой имидж, сделав прозрачным свой огромный бюджет, регулярно и подробно рассказывая в СМИ о своей структуре. Более того, в определенный момент клуб создал собственный телеканал и радиостанцию. К слову, этим может похвастаться не только МЮ. Даже у ФК «Зенит» имеется свой телеканал. Ещё бы, учитывая их огромный бюджет. Чего стоит только сравнительно недавняя покупка полузащитника Халка за рекордную для РФПЛ (Российская Футбольная Премьер-Лига) сумму - 60 млн. евро.

Основываясь на приведенных выше примерах позиционирования спортивных клубов и отдельных спортсменов, можно сделать вывод, что необходимость в PR возникает тогда, когда перед клубом или спортсменом остро стоит вопрос взаимоотношений с определенными социальными группами. Конечно, PR не может помочь напрямую повлиять на получение прибыли, но может создать общественное мнение, благодаря которому сделать это будет значительно проще как в профессиональном, так и в массовом спорте.

Спорт - такой же бизнес, как и все остальные, и потребность в PR у него не меньше. Работа должна быть системной и технологичной, с привлечением грамотных, разбирающихся в спорте и владеющих соответствующими технологиями специалистов. Если заниматься PR урывками, время от времени, то добиться глобального результата будет невозможно. Более того, можно получить результат, прямо противоположный ожидаемому.

Значительное место в экономике спорта и спортивном бизнесе занимают предпринимательские объединения и ассоциации, целью которых является защита корпоративных интересов каких-либо профессиональных или социальных групп людей или предприятий-членов данного сообщества.

Основная причина создания объединений предпринимателей и товаропроизводителей состоит в том, что совместными усилиями значительно легче решать задачи по защите своих интересов в самых разных областях - в сфере бизнеса, в диалоге с государственной властью, во внешнеэкономических контактах, в разрешении внутренних конфликтов и во многом другом.

В современном спортивном бизнесе задачи и функции предпринимательских объединений весьма широки и многообразны. Объектами пристального внимания со стороны предпринимателей стали вопросы стратегии развития спортивного бизнеса, проблемы деловой этики, интересы общества и государства.

Одной из насущных задач современного спортивного бизнеса является донесение своих нужд и интересов до властных структур. Наилучшим образом это можно сделать путем вхождения представителей бизнес-сообщества в органы законодательной и исполнительной власти, (или газовых компаний, как это сделал «Зенит») Вхождение в органы власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне значительно облегчает предпринимательскому сообществу задачи по претворению в жизнь своих идей и проектов. Немаловажную роль играет также разъяснение парламентариям и государственным чиновникам позиции бизнес-сообщества по тем или иным вопросам экономической и социальной политики, лоббирование интересов спортивного бизнеса любыми законными способами.

Взаимодействие с общественными организациями. В предпринимательских кругах крепнет убеждение, что достижение многих высоких целей невозможно без участия институтов гражданского общества. Решить злободневные проблемы в области экономики, физкультуры и спорта, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и многих других - нельзя без тесной кооперации бизнеса и общественных организаций. Необходимо взаимодействие и всех предпринимательских объединений, которые бы выступали единой силой против любых попыток ограничения прав и свобод граждан.

Международная деятельность. Современные мировые тенденции развиваются в направлении все большей глобализации, становления единого экономического, информационного и культурного пространства. Интеграция российского спортивного бизнеса в мировую систему разделения труда, завоевания определенных позиций на международных рынках, привлечения инвестиций на внутренний рынок - главные направления усилий государственной власти и бизнес-сообщества. В рамках реализации этих задач

Российские предпринимательские объединения активно взаимодействуют с иностранными предпринимателями и международными предпринимательскими объединениями, совместно с законодательной и исполнительной властью создают условия для притока иностранных капиталовложений и технологий, формирования благоприятного налогового и конкурентного режима.

Исследовательская и экспертная работа. В предпринимательских объединениях сосредоточен значительный научный и исследовательский потенциал, финансовые ресурсы соединены со знаниями и практическим опытом. В исследовательских подразделениях и комитетах предпринимательских объединений регулярно вырабатываются проекты законов, поправки к существующим правовым актам, стратегии развития бизнеса в отраслевом и территориальном разрезе. Эксперты и руководители предпринимательских объединений выступают в научной и деловой прессе, в СМИ с конструктивной критикой неправильных действий власти, предлагают способы разрешения возникающих конфликтов, делают прогнозы развития экономической ситуации по стране в целом и на отдельных рынках в частности.

Таковы общие направления деятельности спортивных предпринимательских объединений.