3.2 Анализ результатов исследования
Проведя интервью читателей по поводу использования в газетах неологизмов мы получили следующие результаты. Одна группа читателей относится к использованию новых слов отрицательно. В ходе опроса интервьюируемые давали следующие ответы: «Слишком много новых слов. Проще надо быть.», «Газеты грешат тем, что используют слишком много новых слов», «Слишком много новых слов, значение которых непонятно», «Я считаю, что можно говорить о засилье новых слов», «Я против подобных слов. Журналисты хотят показать свою грамотность и «продвинутость», а на самом деле просто не знают хорошего литературного языка», «Беру газету – и половину не понимаю: менеджеры, шменеджеры, акции, всякая ерунда. Нужно писать простыми словами, чтобы люди понимали».
Из 50 опрошенных человек подобные высказывания дали 20 человек, или 40 процентов респондентов.
Принявшие участие в исследовании использовали в выражении своего отрицательного отношения к неологизмам негативные выражения, такие, как «без ста граммов не разберешься», «белиберда», «засилье новых слов», «мрак», «китайская грамота», «чувствуем себя дураками», «плюну – и не читаю», «иностранных слов через край», «излишнее употребление выводит из себя».
Часть респондентов в принципе не против использования новых слов, но считают, что журналисты злоупотребляют их использованием или не знают смысла используемых неологизмов: «газеты грешат тем, что используют слишком много новых слов», журналисты хоть сами понимают, что пишут?», «журналисты иногда сами не очень владеют смыслом этих слов. Вот тогда получается мрак», «журналисты хотят «показать свою грамотность и «продвинутость», а на самом деле просто не знают хорошего литературного языка», «если новые слова нужны журналисту, чтобы выразить свои мысли, пусть пишет. А если показать, какие они умные – не стоит».
Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве своем негативное отношение к использованию неологизмов показали люди среднего и старшего поколения. Из общего числа недовольных использованием неологизмов более 80 процентов – люди возрастом от 30 лет и старше.
Молодежь, напротив, считает использование новых слов веянием времени, естественным явлением, отражающим течение жизни: «пусть пишут новые слова, мне они не мешают», «мыслящий человек должен развиваться. Не знаешь смысла – посмотри в словаре», «жизнь не стоит на месте, так что и новые слова должны появляться», «без новых слов не обойдешься», «надо давать дорогу новому», «меня новые слова не напрягают», «я не против новых словечек», «новые слова – это хорошо».
В группе, положительно относящейся к использованию в газете неологизмов, 22 человека, или 44 процента опрошенных. Среди них более 50 процентов – люди младше 30 лет.
Оставшиеся респонденты выразили нейтральное отношение к использованию новых слов. Число таких читателей составило 8 человек, или 16 процентов от общего числа испытуемых.
Вот ответы, которые они давали в ходе интервью: «то, что используют новые слова – нормально, куда же без них?», «ничего против новых слов не имею», «к новым словам отношусь нейтрально. Есть – хорошо, нет – ну и не надо», «мне все равно, какие там слова. Главное, чтобы статья была интересная».
Нейтрально настроенные читатели составляют возрастную группу от 15 до 70 лет.
Для наглядности представим полученные результаты в виде гистограммы (рисунок 1)
Рисунок 1 – Отношение респондентов к использованию в современных средствах массовой информации неологизмов
В ходе исследования мы интересовались у читателей, все ли слова в газетах им понятны. Результат, полученный в ходе анализа интервью, настораживает. Так, 18 респондентов, или 36 процентов от числа всех опрошенных, иногда или постоянно сталкиваются со словами, которые не понимают: « не успеваю запоминать все слова, которые сегодня пишут в газетах», «некоторые (слова) мне непонятны», «понять текст просто невозможно или очень сложно», «без ста граммов не поймешь», «слишком много слов, значения которых непонятно», «путаюсь в понятиях, которые используются в газете».
Интересным представляется нам и исследование готовности читателей узнавать смысл неологизмов, расширять свой словарный запас.
В ходе интервью готовность пользоваться словарями и другими источниками знаний, чтобы восполнить пробелы в знании новых слов, выразили 6 человек, или 12 процентов респондентов: «нужно будет – словари почитаю или в Интернете поищу», «не знаешь смысла – посмотри в словаре», «неологизмы нужно изучать», «не знаешь – выучи».
На мой взгляд, большая разбежка между числом читателей, не понимающим смысл многих неологизмов и тех, которые готовы повышать свой интеллектуальный уровень, может привести к негативной тенденции: читатель, уставший от засилья непонятных слов, перестанет читать печатные средства массовой информации.
Из этого следует, что журналистам следует более тщательно подбирать слова к своим материалам. Засилье терминологии, заимствованных слов, на что обращают внимание читатели, делает газетные статьи неинтересными, непонятными для читателя. Учитывая, что газета предназначена именно для читателя, а если это обычное областное или городское издание – на обычного человека, то творческим работникам следует прислушаться к мнению читателей, а значит, стараться использовать меньше неоправданных неологизмов, заменяя их понятными словами. Также можно использовать пояснение терминов, необходимых в газетной статье, но неизвестных широкому кругу читателей, в этой же публикации.
Таким образом, мы выяснили, что большинство читателей (46 процентов) не против использования неологизмов, однако 40 процентов опрошенных негативно относится к чрезмерному употреблению новообразований. Лишь 14 процентов опрошенных настроены нейтрально.
Из этого следует, что гипотеза о том, что читатели относятся к появлению неологизмов в газетах положительно, подтвердилась.
Выводы
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, большинство читателей не считает, что использование неологизмов в средствах массовой информации оправдано.
Во-вторых, мы выяснили, что многие читатели готовы прервать чтение из-за непонятным им слов.
Третьих, мы уяснили, что лишь 12 процентов из числа опрошенных согласны искать смысл непонятных слов в других источниках информации.
В-четвертых, часть опрошенных выражает крайне негативное отношение к чрезмерному использованию неологизмов, а также считает недостаточно компетентными журналистов, злоупотребляющих неологизмами и заимствованными словами.
В-пятых, наше исследование подтвердило гипотезу о том, что читатели к появлению неологизмов в целом относятся положительно. Таким образом, цели нашей работы выполнены, а цель – достигнута.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 теоретические аспекты зарождения и функционирования неологизмов как смысловых единиц речи
- Понятие и сущность неологизмов в исследованиях современных авторов
- 1.2 Классификация неологизмов
- Глава 2 роль и место неологизмов в средствах массовой информации
- 2.1 Роль и место неологизмов в стилистике современных средств массовой информации
- 2.2 Новые слова в газетах Брестской области
- Глава 3 практическое исследование отношения к появлению новых слов со стороны читателей сми
- 3.1 Изучение отношения читателей к неологизмам в средствах массовой информации
- 3.2 Анализ результатов исследования
- Заключение
- Список использованных источников
- Результаты интервью с читателями газет по поводу использования неологизмов