logo search
О

Проверим, насколько мы наблюдательны, насколько развито наше воображение.

-17-

Фактуру для материала можно найти где угодно, на улице или в университете, важно уметь смотреть и видеть. Разрешается использовать в качестве фона музыку и шумы.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ

Телевизионный сценарий - это основа для создания раз­личных телепрограмм. В зависимости от жанра передачи, спе­цифики ее постановки и производства сценарий может быть представлен в виде заявки, сценарного плана и литературного сценария.

В сценарной заявке в произвольной форме излагается ос­новная идея будущего экранного произведения. На основании за­явки принимается решение о начале производства проекта или об отказе от него.

В сценарной заявке прописывается:

  • ориентировочное название проекта;

  • четко сформулированная идея проекта, ее актуальность;

  • богатый изобразительный потенциал;

  • потенциальная аудитория, направленность проекта;

  • предполагаемое количество выпусков;

  • частота эфиров и хронометраж;

  • авторский состав;

  • финансовые затраты;

  • ориентировочные сроки реализации.

Если речь идет о создании информационного сюжета, заявка пишется в сокращенной форме. Достаточно указать тему, идею материала, его злободневность, героев, место съемки.

Для передач разговорного жанра, предполагающих импрови­зацию, обязательно составляется сценарный план. Это документ, в котором тезисно, в схематичной форме, в хронологическом по­рядке излагается последовательность развития действия. Дают­ся также все основные сведения для декораторов, оформителей, звукорежиссеров и других членов съемочной группы. Сценарный

-18-

план является обязательным документом для создания и после­дующего монтажа телевизионных программ.

Литературный сценарий представляет собой самостоя­тельное законченное литературное произведение, в котором ав­тор в свободной манере, используя всю языковую палитру, под­робно описывает место и время действия, развитие сюжета, раз­вернуто характеризует персонажей, воспроизводит их диалоги и монологи и т. д.

Рабочие сценарии информационных сюжетов, как прави­ло, пишутся «в два ряда». Слева — зрительный ряд (то, что зритель видит), справа - текст, авторский комментарий (то, что зритель слышит).

Написание хорошего сценария базируется на знании законов драматургии. Это неизменные законы человеческого восприятия любых ситуаций, событий, явлений. Они гласят:

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Экспозиция (пролог) - обычно это первая часть сюжета, в которой представляются основные персонажи, место и время дей­ствия, предварительная расстановка сил.

В хорошем сюжете экспозиция объединяется с завязкой, с началом конфликтного столкновения в действии. Размытое неточное начало сюжета - главная ошибка начинающих жур­налистов.

-19-