Раздел 3 интернет-журналистика
СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-СМИ
Понятие «интернет-журналистика» пришло в наш лексикон относительно недавно. Первое российское профессиональное интернет-СМИ, не имевшее печатного аналога, появилось в глобальной сети 1 марта 1999 года. Это была полноценная ежедневная общественно-политическая интернет-газета Gazeta.ru. Она имела четкую структуру, продуманную концепцию, постоянный штат журналистов. До ее появления подобием онлайн-журналистики в Рунете оставались авторские проекты, веб-обзоры, блоги, электронные версии-клоны печатных СМИ. Успех, в том числе и финансовый, Gazeta.ru вызвал лавинообразный рост количества медийных проектов в Сети. По данным Liveinternet, сегодня в Рунете насчитывается уже 7 079 сайтов СМИ.
Споры о том, что такое интернет-СМИ, каким характеристикам должен отвечать сетевой ресурс, чтобы называться средством массовой информации, ведутся теоретиками журналистики до сих пор. Приведем определение, достаточно полно раскрывающее специфику медийного сектора Интернета.
Интернет-СМИ (также web-СМИ, онлайн-СМИ) - род ресурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации. СМИ в Интернете, так же как и традиционные медиа - газеты, телевидение, радиовещание, - производят информацию, создаваемую с определенной периодичностью журналистским коллективом и отражающую жизнь общества. Технологии Интернета наделяют интернет-СМИ специфическими признаками:
-32-
мультимедийностью, интерактивностью, свойствами гипертекста. В России регистрация интернет-изданий в качестве СМИ в отличие от обязательной регистрации традиционных СМИ носит добровольный характер. (Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М. : Аспект-Пресс, 2010. С. 342). Таким образом, интернет-журналистику можно охарактеризовать как особую область журналистики, связанную с регулярным созданием и трансляцией информационного контента (текстовых, фото-, аудио-, видеоматериалов, графики и др.) в онлайн- режиме посредством интернет-технологий. Поговорим об уникальных свойствах интернет-СМИ, кардинально отличающих их от так называемых «традиционных» средств массовой информации. МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ Мультимедийность (от лат. multum - много и media, medium - средоточие, средства) подразумевает использование компьютерных технологий, позволяющих создавать многомерную информационную продукцию. Так, любой журналистский текст в Сети может сопровождаться фото-, аудио-, видеоматериалами, графикой, анимацией. Все эти формы в совокупности воздействуют на пользователя, помогают ему более глубоко и детально воспринимать информационные потоки. ГИПЕРТЕКСТУАПЬНОСТЬ Гипертекст - особая форма организации текста, включающая в себя систему ссылок, отправляющих пользователя к другим текстам, иллюстрациям, аудио-, видеофайлам. Гиперссылок может быть бесконечное множество. Журналистский материал, обогащенный гипертекстуальными связями, становится трехмерным. -33-
- Раздел 1. Радиожурналистика 6
- Раздел 2. Телевизионная журналистика 15
- Раздел 3. Интернет-журналистика 32
- Раздел 1 радиожурналистика
- Охарактеризуйте концепцию любимой радиостанции. Опишите:
- 1 См.: Николай Яременко о профессии радиожурналиста. Url: http:// www.Profguide.Ru/article/art-id-886.Html.
- Раздел 2 телевизионная журналистика
- Ji.B. Кулешов, советский кинорежиссер, теоретик кино, провел эксперимент, известный сегодня как «эффект Кулешова». Он с
- Роль крупных планов переоценить невозможно. Через них раскрывается суть характера героя, его внутренний мир, переживания, настроение.
- Расскажите драматургически законченную историю одной вещи, используя только видеоряд. Продолжительность ролика - максимум 90 секунд (25 баллов).
- Проверим, насколько мы наблюдательны, насколько развито наше воображение.
- Напишите сценарий новостного сюжета («в два ряда»). Информационный повод предлагает преподаватель.
- Преподаватель показывает студентам сюжет из новостной программы с отключенным звуком. Дополнительно сообщает необходимую фактуру, основу будущего материала.
- 2 См. Подробнее: Цвик в. Ji. Телевизионная журналистика : учеб. Пособие. М. : юнити-дана, 2009. С. 22-27, 211-276.
- Умение систематизировать полученную информацию, использовать квинтэссенцию фактов и мнений для раскрытия проблемной темы говорит о профессионализме журналиста, о высоком уровне его работы.
- 3 См.: Цвик в. Л. Телевизионная журналистика. С. 230-231.
- Преподаватель предлагает посмотреть телевизионный путевой очерк. Охарактеризуйте его по следующим пунктам:
- 4 Зверева н. В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004. С. 153.
- Вместе с преподавателем посмотрите и проанализируйте ряд сюжетов со стендапами, которые сняли журналисты федеральных и местных каналов. Объясните в каждом конкретном случае:
- Раздел 3 интернет-журналистика
- Создайте развернутую мультимедийную презентацию на тему «Пражурналистские явления в Сети» (15 баллов).
- В библиотеке возьмите подшивки газет «Волгоградская правда», «Городские вести», «Областные вести» или приобретите после
- 7 Давыдов и. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. 2000 (28 сент.). Url: http://www.Russ.Ru.
- 8 Носик а. Сми русского интернета: теория и практика // Интернет для журналиста. М., 2001.
- 12 Акопов а. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 42-44.
- 13 Брюэр д. Секреты конвергентной редакции. Url: http:// www.Newmedialab.Ru/blog/howto/22.Html.
- 14 См. Подробнее: Интернет-сми: Теория и практика : учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект-Пресс, 2010. С. 240—246.
- 15 См. Подробнее: Амзин а. Новостная интернет-журналистика м. : Ас- пект-Пресс, 2011.
- Выберите три любых журналистских онлайн-материала.
- 16 Амзин а. 140 правил интернет-журналиста. Url: http://kebati.Ru/ journ/140.Php.
- Тенденции развития регионального телевидения.
- Организация работы редакции программ новостей.
- Слагаемые мастерства журналиста-аналитика.
- Современная практика сатирических телепрограмм.
- «Телемост»: особенности проведения и подготовки.
- Гражданские медиа в Сети (блоги, подкастинга).
- Современные электронные сми