logo
О

Раздел 3 интернет-журналистика

СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-СМИ

Понятие «интернет-журналистика» пришло в наш лекси­кон относительно недавно. Первое российское профессиональ­ное интернет-СМИ, не имевшее печатного аналога, появилось в глобальной сети 1 марта 1999 года. Это была полноценная ежедневная общественно-политическая интернет-газета Gazeta.ru. Она имела четкую структуру, продуманную концеп­цию, постоянный штат журналистов. До ее появления подоби­ем онлайн-журналистики в Рунете оставались авторские про­екты, веб-обзоры, блоги, электронные версии-клоны печатных СМИ. Успех, в том числе и финансовый, Gazeta.ru вызвал ла­винообразный рост количества медийных проектов в Сети. По данным Liveinternet, сегодня в Рунете насчитывается уже 7 079 сайтов СМИ.

Споры о том, что такое интернет-СМИ, каким характерис­тикам должен отвечать сетевой ресурс, чтобы называться сред­ством массовой информации, ведутся теоретиками журналисти­ки до сих пор. Приведем определение, достаточно полно раскры­вающее специфику медийного сектора Интернета.

Интернет-СМИ (также web-СМИ, онлайн-СМИ) - род ре­сурсов в Интернете, выполняющих функции средства массовой информации. СМИ в Интернете, так же как и традиционные ме­диа - газеты, телевидение, радиовещание, - производят инфор­мацию, создаваемую с определенной периодичностью журналис­тским коллективом и отражающую жизнь общества. Технологии Интернета наделяют интернет-СМИ специфическими признаками:

-32-

мультимедийностью, интерактивностью, свойствами гипертекста. В России регистрация интернет-изданий в качестве СМИ в от­личие от обязательной регистрации традиционных СМИ носит добровольный характер. (Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М. : Аспект-Пресс, 2010. С. 342).

Таким образом, интернет-журналистику можно охарактери­зовать как особую область журналистики, связанную с регуляр­ным созданием и трансляцией информационного контента (тек­стовых, фото-, аудио-, видеоматериалов, графики и др.) в онлайн- режиме посредством интернет-технологий.

Поговорим об уникальных свойствах интернет-СМИ, карди­нально отличающих их от так называемых «традиционных» средств массовой информации.

МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Мультимедийность (от лат. multum - много и media, medium - средоточие, средства) подразумевает использование компьютер­ных технологий, позволяющих создавать многомерную информа­ционную продукцию. Так, любой журналистский текст в Сети может сопровождаться фото-, аудио-, видеоматериалами, графи­кой, анимацией. Все эти формы в совокупности воздействуют на пользователя, помогают ему более глубоко и детально восприни­мать информационные потоки.

ГИПЕРТЕКСТУАПЬНОСТЬ

Гипертекст - особая форма организации текста, включающая в себя систему ссылок, отправляющих пользователя к другим тек­стам, иллюстрациям, аудио-, видеофайлам. Гиперссылок может быть бесконечное множество. Журналистский материал, обогащенный гипертекстуальными связями, становится трехмерным.

-33-