logo
О

Раздел 1 радиожурналистика

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

Радиовещание - это трансляция по различным каналам зву­ковой информации, разнообразной по форме и содержанию.

К формообразующим, или природным, средствам радио­журналистики относятся речь, музыка, шумы (естественные и ис­кусственно созданные), документальные внестудийные записи. Журналист может использовать эти неизменные, стабильные эле­менты по своему усмотрению, в зависимости от целей и задач, которые перед ним стоят в процессе создания радиопрограммы.

Стилеобразующие, или технические, средства радиожур­налистики, к которым принадлежат монтаж, голосовой грим, тех­нические способы звукообразования, напротив, мобильны, обус­ловлены авторской задумкой. С их помощью формируется стиль передачи, манера ее ведения, специфика изложения материала.

Автор программы сам определяет степень использования комплекса выразительных средств, которыми располагает радио­журналистика. От его выбора во многом зависит популярность медиапродукта у аудитории, его качество.

Упражнения и задания.

  1. Умение выделить в массиве информации самое главное, цен­ное, правильно расставить акценты в материале - важные професси­ональные навыки, которые начинающий журналист может и должен постоянно развивать.

Работа строится в парах. На взаимное интервьюирование дается 15 минут, после чего необходимо представить радиослушателям своего

-6-

визави: увлечения, общественная позиция, жизненные принципы, ориен­тиры, устремления и т. п. У вас должна получиться преамбула к студийно­му интервью. Удивите аудиторию, заинтересуйте ее. Объясните, почему именно этот герой сегодня приглашен (25 баллов).

  1. Музыка и шумы на радио имеют не меньшую информацион­ную ценность, нежели слова. Они способны самостоятельно иллюст­рировать смысл сказанного, передавать атмосферу события, время и место действия. Недооценивать их роль ни в информационном сюже­те, ни в отдельной радиопрограмме нельзя.

Запишите на диктофон три звуковые зарисовки, рассказывающие без слов о ситуации, предмете, времени года, времени суток, настроении ит. п. (25 баллов)

Задание можно усложнить. Обогатите композицию зарисовок за счет монтажного сочетания шумовых, музыкальных фрагментов и автор­ского текста. Создайте звуковой, цветовой, пространственный образ описываемого (35 баллов).

  1. Работа в аудитории. У вас есть 15 минут, чтобы изучить сегод­няшние газеты, выделить главные темы, актуальные проблемы, ос­вещаемые события. Без предварительных записей, конспектирова­ния за одну минуту перескажите своими словами последние новости. Следите за логикой изложения, за чистотой и темпом речи (20 баллов).

  2. Преподаватель предлагает ряд текстов информационных со­общений. Тщательно изучите материал, обратите внимание на труд­нопроизносимые слова и числительные. Возможно, потребуется ре­дактирование текста с учетом удобства его восприятия на слух. Запи­шите радиоинформацию, грамотно расставив все интонационные уда­рения. Аудитория оценивает наличие / отсутствие погрешностей, оши­бок и т. д. (15 баллов)

Разновидностью этого задания может стать чтение по ролям отрыв­ка пьесы. В этом случае обратите внимание на эмоциональную подачу материала, на убедительность и гармоничность его изложения от лица персонажа (15 баллов).

-7-

ФОРМАТЫ РАДИОВЕЩАНИЯ

Понятие «формат» подразумевает концепцию вещания ра­диостанции. Здесь уместно говорить о стратегии программиро­вания, о соотношении музыкальных и вербальных элементов в сетке вещания, об особой манере работы ведущих и о ряде дру­гих специфических особенностей организации радиоматериала. Выбор станцией того или иного формата обусловлен в первую очередь предпочтениями целевой аудитории, которую хочет при­влечь вещатель, ее половозрастными, социальными характери­стиками.

Все существующие сегодня радиоформаты можно условно разделить на музыкальные (80-90 % - музыка, 10-20 % - ново­стная информация, короткие тематические рубрики), разговор­ные (вещание строится на программах разговорного жанра: бесе­дах, интервью, ток-шоу и др.) и новостные (информационный тип вещания, представленный «закольцованными» выпусками ново­стей с регулярно обновляющимися сведениями).

Музыкальные форматы в свою очередь дифференцируются по стилистике и направлению музыки, звучащей в эфире (CHR - современные хиты, Rhythmic - ритмичная танцевальная музыка, рок, джаз, шансон и др.).

На радиостанциях, как правило, разработаны стабильные сетки вещания. В них четко обозначены дни недели и часы вы­хода той или иной программы, рубрики.

При формировании содержания каждого часа использует­ся «программное колесо». «Программное колесо» продумыва­ется таким образом, чтобы все элементы вещания (музыка, но­вости, блоки рекламы, анонсы передач, джинглы и пр.) были стратегически верно расположены и сбалансированно представ­лены в течение одного эфирного часа. Например, он может быть разбит на 15-минутные интервалы, начинающиеся с позывных радиостанции и прогноза погоды. Вещательная модель разраба­тывается сообразно ритму жизни целевой аудитории станции и времени суток.

-8-