Вопрос 19. Журналистика и политика.
Капустин: В Оренбурге выборы мера будут проводиться депутатами городского совета. Срок Мещерякова заканчивается осенью, за 5 месяцев до выбора будет собрание с датой выбора, за 3 месяца начнется выдвижение, за 1 месяц агитация. Губернатор назначается, законодательное собрание избирает. Депутаты избираются по партийным спискам. Главная обязанность журналистов – предоставлять равные права всем политическим партиям (прозвучало в послании президента).
Калмантаев: СМИ с самого начала своего существования участвовали в политических процессах. В 18-20 веках печатная пресса была преимущественно политической. Любой канал может проводить теледебаты. Журналистика в электоральном процессе: 1. СМИ анализирует ход избирательной компании. 2) Сами СМИ получили ограничения отводимой площади на рекламу в предвыборные период. В разовом порядке бесплатно, в разном – за деньги. Сми за 5 дней до голосования не могут публиковать социальные данные и данные опросов. За 1 месяц до начала выборной компании СМИ должны опубликовать объявление об участии в выборах и своих расценках. Также за 1 месяц должны представить заявление в территориальную комиссию по выборам. Это же относится к полиграфическим предприятиям. Этические требования такие же как при обычной деятельности: не оскорблять, не дезинформировать, не клеветать, быть объективным и точным, исключить подготовку и публикацию заказных материалов.
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" превосходит своего предшественника вдвое по объему и многократно по сложности.
Он воспроизводит многие положения другого базового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также включил в себя все технико-юридические нормы и разъяснения, которые ранее содержались в инструкциях Центральной избирательной комиссии о порядке ведения предвыборной агитации и деятельности избирательных комиссий.
Теперь закон содержит десятки предписаний и запретов, прямо или косвенно относящихся к деятельности и ответственности СМИ в избирательной кампании.
Некоторые разъяснения важных для СМИ юридических нюансов этого закона. Для определения статуса и роли различных СМИ в избирательном процессе законодатель использует тяжеловесные и сложные для понимания юридические конструкции. Чтобы облегчить их восприятие, мы воспользовались более упрощенным описанием юридически значимых признаков различных СМИ.
Первую категорию СМИ назовем условно "государственными", их составляют электронные и печатные средства, учредителями которых являются государственные органы и учреждения, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет федеральных или региональных государственных средств.
Они обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в установленных объемах бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации. Часть эфирного времени и печатной площади они также должны предоставлять за плату.
Другую категорию - назовем их (также условно) "муниципальными" СМИ - образуют печатные и электронные СМИ, учредителями которых являются органы местного самоуправления, или если они не менее чем на 15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за счет средств органов местного самоуправления. Они не обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для ведения предвыборной агитации, но могут это делать за плату. Предусмотрены для них и некоторые "повинности". Однако для "муниципальных" СМИ (в отличие от "государственных") допустим отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности.
Специализированным средствам массовой информации (культурно-просветительские, детские, технические, научные и т.п.) также предоставлено право отказа от публикации агитационных материалов при условии полного неучастия в освещении избирательной кампании.
Наконец, третья категория печатных и электронных СМИ, не попадающих под признаки предыдущих, - это СМИ, учредителями которых являются любые негосударственные и немуниципальные органы, общественные объединения, частные лица с любыми легальными источниками финансирования. Назовем их (также условно) "частными".
Они, как и муниципальные СМИ, никому не обязаны предоставлять бесплатно эфирное время и печатную площадь, но могут это делать за плату только на равных для всех участников избирательной кампании условиях. Однако и для "частных" СМИ Закон о выборах устанавливает некоторые обязанности, неисполнение которых также может быть правонарушением.
Заметим, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несколько иначе определяет положение СМИ в избирательном процессе. Он не делает различий между государственными и муниципальными СМИ, наделяя их равными правами и обязанностями. В частности и те, и другие обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатно эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации.
По общему правилу в случае противоречия между законами равного уровня применяются нормы закона, принятого позднее. А если один из них посвящен общим положениям, а другой - более специальным отношениям, то применяются нормы специального закона.
Отсюда следует, что в отношении муниципальных СМИ надлежит руководствоваться нормами Закона о выборах депутатов Государственной Думы как более специального и изданного позднее.
Практика позволяет выделить следующие основные направления: участия СМИ в выборах:
широкое и последовательное освещение подготовки, хода избирательной кампании и ее итогов;
осуществление общественного контроля за ходом избирательного процесса, соблюдением законодательства о выборах всеми участниками.
Избирательное законодательство и практика проведения предвыборных кампаний в Российской Федерации позволяет выделить следующие направления использования СМИ в избирательном процессе:
использование СМИ в качестве инструмента предвыборной агитации (предоставление, бесплатно или за плату, печатных площадей и эфирного времени для ведения агитационной деятельности);
использование СМИ избиркомами и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков).
По статистике, наибольшее число квалифицированных наблюдателями нарушений на выборах осуществляется именно средствами массовой информации и их работниками.
Виды нарушений
- Участие в освещении избирательной кампании через СМИ кандидатами или доверенными лицами, являющимися журналистами или должностными лицами редакций СМИ
- Предпочтение какому-либо кандидату в информационных блоках, в том числе по времени освещения агитационной деятельности
- Опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству, деловой репутации кандидатов без возможности опубликовать опровержение или разъяснение до окончания срока предвыборной агитации
- Нарушение порядка оплаты эфирного времени или печатной площади
- Нарушение равенства условий предоставления эфирного времени для дискуссий, круглых столов и т.д.
- Нарушение равенства условий распределения бесплатного эфирного времени
- Нарушение требований о едином размере оплаты эфирного времени
- Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, блоков в день голосования
- Нарушение “уполномоченными” СМИ обязанностей по обеспечению кандидатам, избирательным объединениям и блокам равных условий проведения предвыборной агитации и представления избирателям своих избирательных программ
- Начало предвыборной агитации на каналах телерадиовещания до регистрации кандидата
- Прерывание передач предвыборной агитации для трансляции иных программ, агитационных материалов, а также рекламы
- Нарушение сроков официального опубликования результатов выборов
- Опоздание с публикацией списков избирательных участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий
Действие Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. распространяется на период проведения выборов, однако во время избирательной кампании порядок деятельности средств массовой информации и имеет существенные особенности. Специальные ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан.
Нарушение СМИ порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юридических санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и журналистам.
Памятка журналиста телекомпании НТВ (Москва)
Во время предвыборных кампаний журналисту нужно помнить не столько о том, на что он имеет право, сколько о том, чего в эфире делать нельзя.
Меморандум Национальной ассоциации телевещателей России
Национальная ассоциация телевещателей считает, что долг телевидения в период избирательной кампании – служить интересам не политиков и не партий, а избирателей.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Конгресс журналистов России, Москва, 1993 год)
В соответствии с этим кодексом в сфере выполнения профессионального долга журналист должен признавать юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.
Вопрос 123. Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя. В 1816 году семья переехала в город Чембар (позднее был переименован в город Белинский) Пензенской губернии. В 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 году Белинский решил поступить в Московский университет. В конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета: будущий писатель поступил на словесный факультет.
Из всего того, что было напечатано Белинским, только три произведения увидели свет не на страницах периодики – книга «Основания русской грамматики» (М., 1837), брошюра «Николай Алексеевич Полевой» (Спб., 1846) и работа «О жизни и сочинениях Кольцова». Работ больше тысячи. Полемику ценил выше чем критику. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» и «Современник». Туберкулез, трудоголик. Расширяет пределы критики. открыл дорогу Чернышевскому, Добролюбову, Писареву. Еще будучи студентом Московского университета, Белинский выступил в печати как поэт и критик-полемист.
В малозаметной московской газетке «Листок» было помещено стихотворение Белинского «Русская быль» (1831, №40–41), написанное под сильным влиянием русских народных песен и романтических баллад. В том же «Листке» Белинский опубликовал свою первую литературно-критическую работу – рецензию на анонимную брошюрку о трагедии Пушкина «Борис Годунов» (№45). Вся восемнадцатилетняя деятельность критика распадается на два периода: московский (1830-е годы) и петербургский (1840-е годы). В 1830-е годы Белинский выступал как демократ, но демократ-просветитель; в это время он борется против крепостного права, за свободу человеческой личности, за счастье народа, но свои надежды возлагает на развитие просвещения и еще не говорит о революционном переустройстве общества Уже в 1830-е годы Белинский начал создавать свою теорию реализма, разрабатывать основы подлинно демократической критики и журналистикиБелинский, исключенный из университета за свою антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин», в феврале 1833 г. познакомился с Н.И. Надеждиным, который предложил ему переводы с французского для «Телескопа» и «Молвы Дебют Белинского в изданиях Надеждина – его статья «Литературные мечтания. (Элегия в прозе)», которая печаталась в десяти номерах «Молвы» с 21 сентября по 29 декабря 1834 г. Потом последовали многочисленные рецензии, краткие библиографические отзывы и заметки Белинского в «Молве» (их было свыше 180 В «Телескопе» Белинский опубликовал 11 статей и рецензий, в том числе «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835, №7 и 8), «О стихотворениях Баратынского» (№9), «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (№11), «Стихотворения Кольцова» (№12), критические и полемические статьи, посвященные современной журналистике, и т.д. Популярность, спасал журнал. После статьи «Литературные мечтания» борьба Белинского за литературу, правдиво отражающую действительность, ведется в двух направлениях. Первое – развитие талантов, второе – борьба с вычурностью. Сотрудничая в «Телескопе» и «Молве»,
Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества.
Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, вырабатывать твердую систему взглядов по вопросам журналистики, по теории и практике журнального и газетного дела. «Ничто о ничем» – первый для Белинского опыт обзора литературы за определенный период Первое открытое упоминание Белинского о «Московском наблюдателе» находится в рецензии на книгу Н. Давыдова «Сцены на море» («Молва», 1835, №19). В статьях «Ничто о ничем» и «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» Белинский настаивает, что отделы критики и библиографии являются важнейшими в журнале: «Московский наблюдатель» выходил в 1838 г. два раза в месяц, в 1839 г. – ежемесячно. В нем были следующие отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика». «Литературная хроника», «Иностранная библиография» (в 1839 г.), «Театральная хроника», «Смесь», «Моды». Начали участвовать в журнале М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, П.Н. Кудрявцев, В.И. Красов, И.П. Клюшников, M.H. Катков, пропагандировал основные положения философии Гегеля и разъяснял их применительно к историческому развитию обществаедущим жанром журнальных произведений Белинского становится статья-трактат.
“Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г.
- Вопрос 60 из второй части. Работа пресс-секретаря.
- Вопрос 26 из второй части.
- Б) Музыка
- Г) Шумы
- 4.Цветовая палитра.
- Вопрос 70 из второй части. Про телеинтервью.
- Вопрос 2 из первой части. Информационное пространства.
- Вопрос 4. Актуальные проблемы и сми.
- Вопрос 5. Мильтон. 46. Мильтон и концепция свободы печати
- Вопрос 7. Сми как институт демократии
- Вопрос 10. Теории журналистики.
- Вопрос 12. Маркс и Энгельс.
- Вопрос 14. Становление политической журналистики в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- Вопрос 13. Информационная безопасность.
- Вопрос 19. Журналистика и политика.
- Вопрос 6. Джон Мильтон
- Вопрос 11. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- Вопрос 15. Журналистика в тоталитарном обществе.
- Вопрос 16. Основные информационно-коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- Вопрос 17. Взаимодействие журналистики и власти.
- Вопрос 22. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- Вопрос 25. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности
- Вопрос 29. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- Вопрос 31. Функционирование сми на современном этапе.
- Вопрос 34. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- Вопрос 36. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Вопрос 37. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- Вопрос 38.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Вопрос 39. Современные коммуникативные стратегии сми.
- Вопрос 40. Особенности функционирования отечественной журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Вопрос 42. Структура отечественной журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 41. Мобильная связь и развитие массовых информационно коммуникационных процессов.